В такси могут исчезнуть классы «бизнес» и VIP. Для них попросту нет машин

Госдума приняла закон, устанавливающий новые требования к уровню локализации автомобилей, которые используются в такси. Как это отразится на водителях и пассажирах?

Согласно закону начиная с 1 марта 2026 года перевозить пассажиров смогут только те автомобили, которые соответствуют уровню локализации, установленному для машин, закупаемых для нужд государства. Дополнительно требуется, чтобы автомобиль был произведен в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК), заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.

Autonews.ru выяснил, как новые требования повлияют на работу такси.

На что поменяют действующий автопарк

Самый главный вопрос — замена действующего автопарка. Согласно докладу Международного евразийского форума «Такси» (МЕФТ) за 2024 год, самой популярной маркой такси в России оказалась корейская Kia. В тройку лидеров также вошли Lada и другой корейский производитель — Hyundai. В топ-10 также попали Volkswagen, Skoda, Renault, Toyota, Chery, Haval, Geely, Nissan и Chevrolet.

Что касается конкретных моделей, то данные есть только по Москве. По информации МЕФТ, самыми распространенными автомобилями такси в столице стали Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Kia Rio, а также Skoda Octavia и Rapid.

Почти все эти машины были собраны в России в рамках специальных инвестиционных контрактов еще до 2022 года, когда западные автопроизводители ушли с рынка. Исключение — китайские бренды Geely и Chery, у которых нет локального производства.

По словам председателя Общественного совета по развитию такси Ирины Зариповой, сначала начнут действовать требования к такси, основанные на механизме специальных инвестконтрактов. При этом пока никто точно не знает, какие именно модели попадут под новые правила: закон лишь отсылает к перечню, который должен утвердить Минпромторг,  — это будет официальный список машин с нужным уровнем локализации. Пока документ не опубликован, перевозчики не понимают, что им покупать и как планировать работу: речь идет не просто о замене парка, а о перестройке всех бизнес‑процессов, переоснащении ремонтных площадок и складов запчастей.

Есть и другой важный момент: все автомобили, которые окажутся в региональных реестрах такси до 1 марта 2026 года, смогут продолжить работу без соответствия новым требованиям. Для отдаленных территорий сроки продлены до 2028 или даже 2030 года, так что действующие машины останутся на линии.

Подобные меры могут спровоцировать операторов дольше держать старые такси, лишь бы не вкладываться в более жестко регламентированные новые. Сейчас парк обновляется примерно раз в три—пять лет; в перспективе возраст автомобилей может увеличиться вдвое, а то и втрое. Чем старше машина, тем больше поломок, выше риски для пассажиров и ниже общий уровень сервиса.

«Мы опасаемся, что, если не будет государственной поддержки, закон приведет не к обновлению автопарка, а наоборот — к его устареванию. Это отразится на всех: и на пассажирах, и на водителях, и на качестве перевозок», — заявила Зарипова в беседе с Autonews.ru.

В такси Maxim видят альтернативный вариант развития событий: «Для каждого перевозчика будет, таким образом, свой переходный период. В таксопарках срок эксплуатации авто в среднем три-четыре года, его все равно придется менять. Только теперь это будет что-то из перечня допустимых. Вероятно, до 1 марта можно будет внести в реестр такси любой автомобиль и не менять его пять лет».

Таксопарки, безусловно, будут вынуждены приобретать новые машины, чтобы соответствовать требованиям закона, отметил операционный директор «Ситимобила» Даниил Курашев. Однако водители вряд ли станут массово пересаживаться на автомобили отечественного производства. Основная причина — на рынке будет достаточно «старых» машин, которые уже хорошо знакомы и с которыми привыкли работать. Эти автомобили могут продолжить эксплуатацию в соответствии с переходными условиями.

Какие трудности ждут водителей

Также в пресс-службе Maxim указали на другую возможную проблему. Сейчас основным инструментом обновления автопарка остается лизинг, а он доступен только юридическим лицам. Следовательно, требования локализации логично было бы применять лишь к таксопаркам. Но на практике они затрагивают и самозанятых — физических лиц, для которых лизинг недоступен. Получается, что именно эта категория водителей столкнется с заведомо не выполнимыми условиями.

Представитель «Яндекс Такси» отметил, что предстоящие изменения потребуют серьезной перестройки всей отрасли. Закон вынудит такси-рынок адаптироваться к новым условиям, и важно, чтобы в этом процессе не пострадали те, кто работает на собственных автомобилях.

Для многих это основной или единственный источник дохода, и если доступ в профессию станет для них невозможен, отрасль может потерять значительную часть водителей. Сохранение возможности легальной работы для самозанятых — ключевой фактор, от которого зависят устойчивость рынка и доступность услуги для пассажиров.

Вырастут ли цены на поездки

Участники рынка не сомневаются: рост цен на поездки неизбежен. Причина очевидна: если таксопаркам и водителям придется закупать только определенные модели, отвечающие требованиям по локализации, это приведет к серьезным затратам. Такие автомобили не дешевеют со временем, а значит, все расходы на покупку, лизинг или кредит будут автоматически заложены в тариф.

Читать также:
Прилетит штраф 1000 рублей: за что камеры опять начали ловить водителей

После вступления новых правил часть водителей просто не смогут работать легально — их машины не будут соответствовать установленным критериям. Кто-то из них уйдет из профессии, а кто-то останется, но в серой зоне. В результате число официальных такси сократится. А при снижении предложения, как отмечают эксперты, цены на услугу неизбежно пойдут вверх, заявляют в Общественном совете по развитию такси.

Правда, рост цен не обязательно будет моментальным, считает Даниил Курашев. Скорее всего, в ближайшем будущем не стоит ожидать резких изменений тарифной линейки. Кроме того, есть надежда, что автопроизводители не будут стоять на месте и смогут расширить ассортимент марок и моделей, которые будут соответствовать требованиям закона для использования в такси. Время для этого еще есть, и есть вероятность, что появятся новые машины, подходящие для перевозок пассажиров и багажа.

«Хочется верить, что будут интересные государственные программы по субсидированию приобретения автомобилей таксопарками, что помогло бы сфере замедлить падение», — отмечает он.

Тем не менее главной проблемой остается излишняя зарегулированность отрасли по 580-ФЗ. Для того чтобы дать второе дыхание такси, ключевыми могут стать именно корректировки этого закона, которые помогут снизить административную нагрузку и создать более гибкие условия для работы перевозчиков.

Какие классы и тарифы будут работать

Придется ли агрегаторам изменять тарифы в связи с отсутствием автомобилей необходимого класса? В отрасли опасаются, что в перечень могут не попасть автомобили бизнес- и VIP-классов, которые сегодня востребованы в крупных городах.

Если эти модели действительно окажутся за пределами допустимого списка, агрегаторы столкнутся с дефицитом транспорта в высоких сегментах. Пока машины из этих категорий остаются в реестрах, они смогут работать, но как только их срок службы закончится, они попадут в аварию или просто станут нерентабельны, заменить их будет нечем, отмечают в Общественном совете по развитию такси.

«В этом случае агрегаторам действительно придется искать варианты решения. Потому что предложить пассажирам поездку бизнес-класса, когда на рынке просто не будет доступных автомобилей этой категории, будет невозможно», — подчеркнула Зарипова.

В регионах ситуация относительно стабильная: в тарифе «эконом» уже работают Lada Granta, а для «комфорта» подойдет Lada Vesta. Однако на более высоких уровнях тарификации — в «бизнесе» и VIP — отечественному автопрому по сути нечего предложить. Сейчас в этих сегментах лидируют китайские автомобили, такие как Haval F7, Haval F7x, Geely Emgrand GT, Chery Tiggo 8 и Tiggo 8 Pro. Если они не войдут в утвержденный перечень, перевозчикам будет попросту не на чем выполнять заказы в премиальных категориях, рассказали представители такси Maxim.

«С 1 марта 2026 года в реестр легковых такси нельзя будет внести нелокализованный автомобиль. При этом уже внесенные в реестр легковых такси автомобили остаются там бессрочно, точнее, пока их не снимут с учета в ГАИ или владелец сам не подаст заявление на исключение из реестра», — отметили в компании.

Вероятно, какое-то время в такси продолжат работать автомобили, поставленные на учет до этого срока.

Дополнительную проблему создает и то, что в России сегодня практически нет рынка действительно бюджетных автомобилей. По мнению участников отрасли, одна из главных причин низкого спроса на те же «Лады» — их высокая стоимость. С начала 2020 года автомобили АвтоВАЗа подорожали в два-три раза, и теперь уже не воспринимаются как доступный транспорт для массового сегмента.

«Административный запрет на использование в такси других автомобилей не решает проблему ценообразования на российском авторынке. А это тоже будет влиять на реализацию нормы», — заявили в пресс-службе такси Maxim.

Представители «Ситимобила» отмечают, что агрегаторам придется адаптироваться: расширять классификаторы и пересматривать возрастной ценз для автомобилей в тарифах «эконом», «комфорт» и «комфорт+», чтобы сохранить достаточное количество машин на линии. Допуск к работе автомобилей более ранних годов выпуска — временная мера, направленная на смягчение дефицита.

Какие санкции грозят за невыполнение закона

С вступлением новых правил в силу у перевозчиков не останется выбора: если автомобиль не соответствует требованиям по локализации, его просто не получится внести в реестр такси. А без этого работать легально будет невозможно.

Фактически каждая поездка, выполненная на машине, не включенной в реестр, будет считаться нарушением закона. Это автоматически означает статус нелегального перевозчика и влечет за собой соответствующие штрафы и санкции. Таким образом, несоблюдение новых требований приведет не просто к ограничению возможностей, а к полному выходу за рамки легальной деятельности.

Как нам заявили в «Яндекс Такси», компания планирует и дальше вести диалог с автопроизводителями и рассчитывает на конструктивное взаимодействие с государством. Главная цель — отстоять интересы водителей и пассажиров, чтобы внедрение новых требований не стало ударом по отрасли и не ухудшило качество и доступность перевозок.

Авторы Теги Алексей Панков