Доставить до СТО или пункта назначения автомобиль, из-за неисправности потерявший способность самостоятельно передвигаться, можно, взяв его на буксир. Какие правила при этом необходимо соблюдать водителям обеих машин?

  • Что это
  • Правила
  • Виды
  • Как правильно буксировать
  • Запрет
  • Что такое буксировка

    Буксировка — это перемещение автомобилем неисправного транспортного средства с помощью троса, специального механического устройства или методом частичной погрузки. В этой связке автомобиль-лидер является буксирующим, а неисправный — буксируемым. Буксировка считается сложным, потенциально опасным процессом, и правилам ее выполнения целиком посвящен 20-й раздел ПДД. Ряд положений содержатся также в разделах 7, 10, 19, 24 ПДД.

    Правила буксировки

    К обоим участникам буксировки применяются стандартные требования ПДД. В частности, у буксирующего и буксируемого должны быть государственные регистрационные знаки (номера), а у водителей такого «тандема» — документы на право управления данным видом транспортного средства, а также полисы ОСАГО. Согласно п. 20.2 (1) ПДД, водитель буксирующего автомобиля должен иметь стаж минимум два года. Для водителей буксируемого транспортного средства таких ограничений не установлено.

    Скорость при буксировке

    П.10.4 ПДД ограничивает скорость буксирующего 50 км/ч.

    Кто должен включать аварийку при буксировке

    Согласно п. 7.1 ПДД, при буксировке аварийка должна включаться на буксируемом транспортном средстве. На нем же в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещенности дороги должны быть включены габаритные огни (п. 19.1 ПДД). При отсутствии или неисправности аварийной сигнализации на буксируемом транспортном средстве на его задней части должен быть закреплен знак аварийной остановки (п. 7.3 ПДД). Аварийка не включается на буксирующем автомобиле, поскольку он должен с помощью поворотников сигнализировать водителям других транспортных средств о предстоящем маневре.

    За нарушение правил буксировки ч. 1 ст. 12.21 КоАП РФ предусматривает предупреждение или административный штраф в размере 500 руб.

    Виды буксировки

    Буксировка осуществляется одним из трех способов в зависимости от массы неисправного транспортного средства, особенностей его конструкции и характера поломки. Электромобили с синхронными двигателями и двигателями на постоянных магнитах буксировать на расстояния более 10–500 м запрещено, если колеса ведущей (-их) оси (осей) находятся в контакте с поверхностью дороги, поскольку это может привести к перегреву батареи и ее возгоранию. Здесь необходим эвакуатор или использование метода буксировки с частичной погрузкой в сочетании со специальной тележкой, на которую устанавливаются колеса ведущей задней оси. В остальных случаях применяются следующие виды буксировки.

    Буксировка на гибкой сцепке

    Лучшими материалами для буксировочных тросов считаются кевлар, нейлон, полиэстер, полиэфир

    Гибкая сцепка — это буксировка с помощью троса или стропы. Как правило, таким способом буксируют транспортные средства полной массой до 3,5 т. При выборе троса для буксировки надо учитывать ряд моментов. Предпочтительнее именно буксировочные тросы, а не рывковые. Последние слишком длинные, а материалы, из которых сделаны такие тросы, легко стираются об асфальт. Во-вторых, выраженная в тоннах прочность троса должна быть равна минимум двойной снаряженной массе буксируемого транспортного средства, что даст запас прочности. Лучшими материалами для буксировочных тросов считаются кевлар, нейлон, полиэстер, полиэфир. Наконец, необходимо удостовериться, что крюк троса свободно входит в буксировочную проушину автомобиля.

    Согласно п.п. 20.1 и 20.3 ПДД, при буксировке на гибкой сцепке:

    • за рулем буксируемого транспортного средства должен находиться водитель;
    • расстояние между буксирующим автомобилем и буксируемым транспортным средством должно быть в пределах 4–6 м.

    Согласно п. 9 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации», на тросе/стропе при буксировке должны находиться минимум два флажка или щитка размером 200х200 мм с диагональными чередующимися красными и белыми полосами шириной 50 мм со светоотражающей поверхностью.

    П. 20.2 ПДД запрещает перевозку людей в буксируемых на гибкой сцепке автобусах, троллейбусах, а также в кузове грузового автомобиля. Для легковых автомобилей таких ограничений нет, но по соображениям безопасности пассажиров (при возможности) лучше пересадить в «тягач».

    Буксировка на жесткой сцепке

    Буксировка на жесткой сцепке — это буксировка автомобилей всех типов, кроме легковых и грузопассажирских, с помощью специальной металлической конструкции, требования к которой сформулированы в ГОСТ 25907-89. Такая конструкция позволяет буксировать автомобили конструктивной полной массой до 50 000 кг. На жесткой сцепке п. 20.4 ПДД допускает буксировку транспортных средств с недействующей тормозной системой, если фактическая масса буксируемого меньше половины фактической массы буксирующего.

    Согласно п. 20.1 ПДД при буксировке на жесткой сцепке:

    • за рулем буксируемого транспортного средства должен находиться водитель, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего;
    • расстояние между буксирующим автомобилем и буксируемым транспортным средством должно быть не более 4 м.
    Читать также:
    Дилеры предложили регулировать все этапы жизненного цикла автомобиля

    П. 20.2 ПДД запрещает перевозку людей в буксируемых на жесткой сцепке автобусах, троллейбусах, а также в кузове грузового автомобиля.

    На жесткой сцепке п. 20.4 ПДД допускает буксировку транспортных средств с недействующей тормозной системой, если фактическая масса буксируемого меньше половины фактической массы буксирующего

    Буксировка методом частичной погрузки

    Буксировка методом частичной погрузки — это способ, при котором одна из осей буксируемого автомобиля помещается на платформу или в кузов буксирующего. Согласно п. 20.4 ПДД, методом частичной погрузки допускается буксировка транспортных средств с недействующими рулевым управлением и (или) тормозной системой. В последнем случае фактическая масса буксируемого должна быть меньше половины фактической массы буксирующего.

    П. 20.2 ПДД запрещает перевозку людей в кабине или кузове транспортного средства, которое перемещают методом частичной погрузки, а также в кузове буксирующего.

    Буксировка автомобиля с АКП

    Автомобиль с классической гидромеханической АКП можно использовать в качестве «тягача», но необходимо учитывать, что коробка передач рассчитана на передачу определенного усилия, поэтому масса буксируемого транспортного средства не должна существенно превосходить массу буксирующего.

    Буксировать автомобиль с таким типом трансмиссии тоже возможно, переведя селектор в нейтральное положение. Однако при этом существуют достаточно жесткие ограничения дистанции и скорости (конкретные значения указаны в инструкции по эксплуатации). Это связано с тем, что при неработающем ДВС не действует и масляный насос АКП, что при длительной буксировке чревато серьезным повреждением элементов конструкции коробки передач. Аналогичные ограничения существуют и для автомобилей с «автоматами» других типов — вариаторами и «роботами» с двумя сцеплениями. Модели с такими трансмиссиями (особенно с вариаторами) нежелательно использовать и для буксировки тяжелых авто из-за резко возрастающей нагрузки на механизмы передачи тягового усилия, что может привести к их ускоренному износу или поломке. Моноприводные модели с вариаторами часто разрешается буксировать только методом частичной погрузки, в том числе с установкой колес ведущей оси на специальную тележку. Для перемещения полноприводных моделей с вариаторами необходимо использовать эвакуатор.

    Правила буксировки транспортных средств на жесткой и гибкой сцепке

    Как буксировать машину на механике

    Механические коробки передач, как правило, достаточно надежны, чтобы модели с таким типом трансмиссии выполняли функцию буксирующего. Автомобили с МКП также можно буксировать на значительные расстояния, переведя рычаг коробки в нейтральное положение.

    Как правильно буксировать автомобиль

    Буксировка — процесс, в котором важна слаженность действий водителей буксирующего и буксируемого транспортных средств. Поэтому перед началом движения следует:

    • обговорить маршрут;
    • условиться о скорости движения;
    • перевести телефоны в режим громкой связи или хендсфри, чтобы согласовывать свои действия после начала движения; можно также использовать команды, подаваемые звуковым сигналом или дальним светом фар;
    • если вместо приваренной используется буксировочная проушина с резьбовой частью, ее не следует закручивать до упора, чтобы после окончания буксировки проушину можно было легко выкрутить;
    • повесить какой-нибудь тяжелый предмет (существуют специальные накидки) на трос, чтобы тот в случае обрыва не повредил своим крюком (при наличии) автомобили.

    Водитель буксируемого автомобиля должен:

    • включить зажигание, чтобы руль не блокировался при повороте;
    • подать сигнал о готовности к началу движения;
    • быть готовым к тому, что при заглушенном двигателе для вращения руля и торможения без работающих бустеров потребуются значительные усилия;
    • во время движения держаться со смещением относительно буксирующего, чтобы иметь лучший обзор;
    • первым начинать перестроение, чтобы снизить риск не успеть своевременно завершить маневр;
    • поддерживать трос в натянутом положении;
    • при торможении не допускать наезда на трос.

    Водитель автомобиля-буксировщика должен:

    • плавно трогаться с места, чтобы трос натягивался без рывков;
    • преодолевать подъемы без остановок;
    • поворачивать плавно по большому радиусу, не срезая углы;
    • плавно ускориться для натяжения троса, если на нем ощущается падение нагрузки;
    • тормозить плавно, чтобы водитель буксируемого автомобиля мог своевременно погасить скорость;
    • не пытаться проскочить на желтый сигнал светофора;
    • уступая дорогу, убедиться, что движение будет безопасно и для водителя буксируемого автомобиля;
    • после окончания буксировки немного подать автомобиль назад, чтобы ослабить натяжение троса.

    Буксировка — процесс, в котором важна слаженность действий водителей буксирующего и буксируемого транспортных средств

    Когда буксировка запрещена

    Согласно п. 20.4 ПДД, запрещается буксировка:

    • транспортных средств, у которых не действует рулевое управление;
    • транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса составляет более половины фактической массы буксирующего;
    • двух и более транспортных средств;
    • в гололед на гибкой сцепке;
    • двухколесными мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов.

    Кроме того, буксировка запрещена в зоне действия знака 3.7 «Движение с прицепом запрещено».

    Наконец, п. 24.9 ПДД запрещает буксировку мопедов, велосипедов и СИМ (средств индивидуальной мобильности).

    Читайте также: