Autonews.ru назвал плюсы и минусы нового российского автомобиля «Атом»
Электрокар без средних стоек кузова российской разработки? Звучит как минимум любопытно. Первые машины пойдут в производство во второй половине 2025 года. Autonews.ru опробовал предсерийную модель в деле
Российский электрокар получил «кроссоверный» силуэт и запоминающуюся внешность. Перепутать «Атом» с любым другим автомобилем на нашем рынке невозможно
Автомобиль проекта «Атом» впервые показали в мае 2023 года, а до конца текущего года машина встанет на конвейер столичного завода «Москвич». Autonews.ru познакомился с предсерийным образцом, который, по словам создателей, на 95% готов к массовому производству. Инженерам осталось лишь провести финальные настройки электроники и некоторых компонентов.
Магия снаружи
Снаружи «Атом» — типичный городской автомобиль, чуть схожий по концепции с японскими кей-карами или компактными вэнами. Высокий капот, массивные задние стойки, «кроссоверный» силуэт, светодиодная оптика, дорожный просвет 170 мм — в нем собрано все, что импонирует современным потребителям. Внешность вышла яркой и запоминающейся. Перепутать «Атом» с любой другой моделью на российском рынке попросту невозможно. Зачет.
Накладки из черного пластика по периметру кузова несут в себе функциональную нагрузку. На предсерийном «Атоме» эти детали глянцевые, но в товарных образцах их наверняка сменят более привычные матовые элементы, не боящиеся физических контактов с препятствиями. А вот заднего «дворника» мы не нашли. В российских реалиях он точно нужен: чистое стекло на кузовах типа «универсал» — невероятная редкость, чуда ждать не стоит.
Забавная деталь: при скромной длине кузова 3995 мм у «Атома» четыре боковых двери, что нетипично для машин такого класса. Колесная база и вовсе впечатляющая — 2635 мм. Для сравнения: у Kia Rio этот показатель — 2600 мм.
Простота внутри
О преимуществах и недостатках внешности «Атома» можно рассуждать сколь угодно долго, но создана машина не для любования, а для езды. Нажимаем на кнопку открывания пассажирской двери — и начинается шоу. Сперва автомобиль приоткрывает переднюю дверку, затем распахивает заднюю. При открытии обеих образуется громадный проем во всю длину салона, центральной стойки кузова здесь нет.
Для воплощения смелой задумки создателям пришлось усилить пороги кузова алюминиевым брусом. На уровень безопасности распашные двери повлиять не должны. Они — силовой элемент конструкции: при закрывании внахлест как раз и образуют недостающую центральную стойку. В инжиниринговом центре рассчитывают как минимум на 4 звезды в краш-тестах. Тем более, что у «Атома» шесть подушек безопасности.
Однако из-за сложного механизма открывания боковых дверей «Атом» лишился уже ставшей привычной для всех опции: дверь багажника лишена сервопривода, его не будет ни в одной из комплектаций.
Кресла кажутся игрушечными из-за тоненьких подушек, но на комфорте это не сказывается. Сам салон — торжество минимализма. Комбинированная обивка сидений, тканевые вставки на торпедо и дверных картах — вот то немногое, что отвлекает от нарочитой простоты на грани аскетизма.
В салоне не хватает света из-за чуть давящей по высоте крыши с черным потолком. Увы, установка «панорамки» в случае с «Атомом» невозможна из-за все тех же распашных дверей, но в будущих проектах такая опция должна появиться.
Из приятных мелочей: на переднем ряду есть пара беспроводных зарядок для смартфонов и два подстаканника, а вот привычной двухуровневой центральной консоли в «Атоме» нет и, вероятно, не будет. В ней просто нет необходимости. Выбрать направление движения и поставить автомобиль на «ручник» можно с помощью кнопок на торпедо.
Руль «Атома» со встроенным экраном вызвал бурю негативных эмоций у автолюбителей. К его созданию подошли серьезно, ведь права на ошибку попросту нет: с экрана управляется и «климат», и сиденья, мультимедиа и навигация — на него завязано абсолютно все. Хотите изменить наклон и вылет рулевой колонки — вам в цифровое меню, подвинуть пассажирское кресло — туда же, поскольку физические кнопки на самом кресле отсутствуют. Вместо них можно будет воспользоваться голосовым помощником с нейросетевыми технологиями либо взять в руки смартфон, подключить его по NFC-метке и управлять параметрами через приложение. Удобно? Лично мне так не кажется. Вишенкой на торте могла бы стать быстросъемная конструкция руля: припарковался, снял руль и ушел вместе с ним — и противоугонка не нужна, ведь брать больше нечего. Удобно ли работать такой «баранкой», расскажу чуть ниже.
Но в целом планы по «Атому» грандиозные: в перспективе распознавать водителя будет камера и автоматом под него подстраивать все нужные параметры. Еще появится система дополненной реальности. Опробовать AR-надстройку нам пока не удалось, но активная работа над ее реализацией ведется.
Паркурщик
Ездовые повадки — вот, пожалуй, наименее спорный момент в российской новинке. Модель получила развесовку, близкую к эталонной — 50:50. Размещение двигателя под полом багажника позволило избавиться от привычных приводов на передних колесах. Профит — солидный выворот, позволяющий автомобилю разворачиваться в один прием даже на очень узких улочках: радиус разворота вышел меньше 5 м.
Едет «Атом» благородно и мягко. Даже при проезде бетонных плит, едва прикрывающих рельсы железнодорожных путей, на пятую точку не прилетают тычки. Сзади тряски тоже немного, хотя профиль шин довольно низкий: 215/55 R17. Шумоизоляция на уровне. Настройки ходовой части уже финализированы, и они действительно неплохи.
204 «жеребца» и 295 Н·м на задней оси срывают автомобиль с места задорно и уверенно. На предсерийном образце мотор программно подзажат, однако на заводских экземплярах разгон до сотни должен уложиться в восемь секунд. Увы, снять электронный «ошейник» в лице ESP на «Атоме» не получится: создатели модели пообещали сделать все возможное, чтобы он не стал мечтой для дрифтеров.
Немного удивили своей резкостью тормоза. Плавно дозировать замедление на «Атоме» довольно сложно. Как говорят инженеры, лишь потому, что система рекуперации еще не внедрена. До запуска в серию автомобиль предстоит научить плавному переходу с электрического торможения на механическое.
Руль у «Атома» в меру острый (менее трех оборотов от упора до упора), но легкий. Для городских передвижений самое то. Пожалуй, лишь не очень удобно работать самим штурвалом: из-за интегрированного в рулевое колесо новомодного монитора резкие перехваты даются с трудом, держаться за «баранку» приходится, как учили в автошколе.
Кстати, в инжиниринговом центре «Атома» идет обкатка автопилота уровня L2, а значит, со временем ситикар эволюционирует еще больше.
Ценный вопрос
Знакомство с предсерийным экземпляром показало, что проект не просто жив, но и активно развивается. С огромной вероятностью многие пользователи каршеринга смогут лично ознакомиться с моделью «Атом» уже в этом году. В настоящий момент экземпляры VC (Validation Cars) проходят финишные испытания, после которых машина встанет на конвейер.
А вот прайс-лист покупателей едва ли порадует. Официальная цена пока не объявлена, однако навскидку речь идет о планке 3–4 млн руб. С другой стороны, и столь необычных машин городского форм-фактора на рынке просто нет.
К тому же отрадно, что в России наконец-то появится своя высокотехнологичная, конкурентная и современная платформа с заделом на будущее, без которого на реальное развитие национального автопрома уповать не приходится.
Читайте также:
Авторы Теги Александр Воронцов