Водителей напугали, что машины у дилеров кончатся и надо брать, что есть. Autonews.ru проверил несколько салонов и выяснил, что поставки машин налажены, но продают их дорого и по странным условиям, без гарантии и ремонта

Ушедшие концерны начали отключать Россию от программ для ремонта машин Знаки 20 января Какие новые дорожные знаки появятся в России в 2023 году Закон и ПДД 27 января Водителей будут штрафовать по фотографиям в «Народном инспекторе» Внедорожники 14 ноября 2022 7 новых внедорожников, которые появились у дилеров России: список и цены

Дилеры начали предупреждать об исчерпании запасов машин на складах в России: по разным оценкам, которые звучат в заявлениях для СМИ, автомобилей хватит максимум до конца года. По такой логике, покупать нужно то, что есть, и по предложенным ценам, иначе может не хватить.

Однако одновременно с этим в Россию приходят новые марки: например, появились российские электрокары, также новые модели привозят китайские бренды, постепенно восстанавливает производство Lada. Кроме того, ряд дилеров утверждает, что уже налажены поставки по параллельному импорту по схеме от Минпромторга. То есть, как официально заявляют дилеры, машины всевозможных брендов, от Toyota и Mazda до BMW и Mercedes-Benz, они оформляют на юрлиц и продают конечным клиентам. Корреспондент Autonews.ru под видом покупателя отправилась в автосалоны брендов самых разных ценовых сегментов и поговорила с продавцами. Результаты оказались неожиданными.

Mercedes: привезем все, что нужно, за любые деньги

Вечер рабочего дня, на площадке перед дилерскими центрами выставляют новые автомобили. Неделю назад корреспондент Autonews.ru заметил здесь целый автовоз новых китайских кроссоверов Changan. Теперь одна из парковок заставлена свежими российскими электрокарами Evolute без номеров. В самих салонах пустых мест нет: прямо через окна можно увидеть предложения как на бюджетные Hyundai, так и на премиальные BMW, Mercedes и даже люксовые Bentley.

Неужели машины и правда скоро кончатся? С таким вопросом я обратилась к скучающему менеджеру в одном из салонов Mercedes. Вокруг нас стоят роскошные длинные седаны Mercedes-Maybach по цене около 40 млн руб., есть и новый седан Mercedes-Maybach S680 за 58 млн руб., внедорожники Mercedes-Benz GLE за 16 млн руб. и Mercedes-Benz AMG G63 за 43 млн руб. Клиенты рядом выбирают один из внедорожников за 15 млн руб., а я присмотрела скромный седан Mercedes-Benz GLA 200 «всего» за 6 млн руб.

По словам продавца, автомобили Mercedes-Benz дилеры уже начали привозить самостоятельно: модели едут в том числе из Европы и даже из Германии по параллельному импорту. «Как же так? — удивляюсь я. — Ведь параллельный импорт означает, что закупка организована на юрлицо. А Mercedes-Benz у нас под санкциями, дороже €50 тыс. машину просто не оплатить и не вывезти». Тут менеджеру приходится признать, что оформляют машины именно на физлиц — так машины вывозят из Германии.

Раз ввоз автомобилей налажен, возникает логичный вопрос: может быть, стоит подождать, пока появится больше новых моделей и экземпляров, и цены спадут? Но дилер не обнадеживает: смысл подождать есть, только если речь идет про редкие модели, за которые сейчас просят больше в силу дефицита. А вот с популярными моделями, по словам продавца, ждать смысла нет: они будут приходить, но по более высоким ценам.

«Эксклюзив есть смысл подождать. Но если речь идет о машинах обычных классов, которые, например, собирали и в России, ждать смысла нет. Но выбора точно станет больше. Сейчас мы осваиваем китайский рынок и везем оттуда очень много моделей. Все автомобили с подогревами, климат-контроль рассчитан и на холодные температуры, сами машины русифицированы. Да, где-то не будет работать навигация, где-то будут китайские иероглифы, но у машин из Китая гораздо больше плюсов. Например, у них у всех удлиненные базы, потому что автомобили поставляли для внутреннего рынка, а там любят длинные автомобили», — поделился один из менеджеров.

Также, по словам одного из продавцов, у китайских «Мерседесов» более богатые комплектации по сравнению с европейскими.

«Например, версии GLC для России привозили с минимальным количеством опций, чтобы удешевить модель. В такой же модели для Китая будет все, что надо, включая панорамную крышу и музыкальную систему высокого уровня», — рассказал продавец.

Сейчас, по оценкам продавцов, за ряд моделей придется побороться. Например, это GLE.

«GLE вообще нет, они в дефиците. В целом они всегда были редкими. И раньше, если вы купили GLE за 7 млн руб., это была невероятная удача. Теперь же, если вы нашли машину за 12 млн руб. — это удача. Но их нет. У нас пока есть версии из Европы. Пытаемся привезти их из Китая, — разоткровенничался еще один продавец. — В целом у нас есть возможность привезти автомобили, которые всегда будут популярны. Вон стоит Maybach. Если он у нас есть, значит, его уже кто-то заказал. В России есть пять-шесть человек, которые их покупают, они и будут продолжать их заказывать. Им все равно, дефицит, не дефицит, гарантия. Иначе и привозить смысла бы не было».

В заключение менеджер успокоил, что пустым автосалон и в новом году не останется. Побродив по пустому автосалону, я уезжаю в один из официальных дилерских центров BMW.

BMW: гарантию на машины нет, придется покупать

В одном из официальных дилерских центров BMW корреспондента ждало сразу два открытия. Во-первых, новые автомобили здесь продают под табличками «машины с пробегом». Однако, как объяснил один из менеджеров, на самом деле автомобили новые. Просто ввезены они по параллельному импорту и уже оформлены в России, причем покупают их через физлиц — поэтому автомобиль и считается б/у. Так, если в ПТС на новый автомобиль покупатель будет значиться первым владельцем, то при покупке такой машины — уже вторым.

Читать также:
Полис ОСАГО предложили убрать из перечня для регистрации машины в ГИБДД

Цены на машины можно узнать, только просканировав QR-коды рядом с предложениями. И тогда же можно обнаружить, что у автомобилей действительно нулевые пробеги. Например, есть BMW X1 с пробегом 1 км за 4,45–6,6 млн руб. BMW X2 стоит от 4,4 млн до 6,7 млн руб. Или BMW X6 за 13,7 млн руб. с пробегом 27 км. Или, к примеру, BMW 530d за 9–10 млн руб. Максимальную скидку предлагают только при сдаче своей машины в трейд-ин при покупке новой, оформлении кредита и нескольких видов страховок.

Мой выбор падает на BMW1. И тут — невероятная «удача»: на автомобиль есть гарантия. Оказывается, как заявили сотрудники автосалона, гарантия теперь действует только на те машины, которые были завезены в Россию до конца февраля. На все же остальные, как заявил один из менеджеров, гарантия не распространяется.

«Гарантии никакой нет, это же параллельный импорт, даже не надейтесь. Какие гарантии?! Покупаете машину и, если хотите гарантию, платите 1% от цены автомобиля в год. Не так дорого. Например, стоит автомобиль 10 млн руб., то платите 300 тыс. за три года. И это не шутки. На машины из старых официальных поставок — гарантия на них 80 тыс. км пробега или два года», — рассказал продавец.

По словам менеджера, компания предпочитает привозить только большие дорогие внедорожники: их цена от 10–12 руб. оправдывает высокую стоимость доставки.

«Например, X1, X2 мы уже не повезем из Германии, потому что придется устанавливать цену 7–8 млн руб., за эти деньги их покупать никто не будет. X3 тоже не ввозим, потому что придется выставлять их за 8–9 млн руб. А так параллельный импорт, конечно, работает, ввозим даже из Европы: просто используем схемы с Белоруссией, Киргизией и так далее», — отметил один из менеджеров.

На вопросы о том, соглашаются ли клиенты платить за гарантию еще 1–3% от цены машины, продавец заявил, что многие доплачивают, но есть и те, кто готов рисковать. Такое положение дел с необходимостью доплачивать за страховку меня не устроило, и я отправилась в салон Hyundai.

Hyundai: дорого и из старых запасов. Дешевле — из Казахстана без гарантии

Корейский бренд Hyundai приостановил производство в России, но еще в середине года некоторые дилеры рассказывали, что получали автомобили «из старых запасов», которые компания успела произвести на своем заводе в Санкт-Петербурге. И сейчас один из крупных салонов вовсе не выглядит пустым: можно найти автомобили из полной модельной линейки. Только вот цены удивляют.

Привлечь менеджера по продажам получается не сразу. Похоже, они сами не верят, что некоторые модели клиенты готовы купить по предложенным ценам. Да и мои вопросы о том, можно ли найти Hyundai Tucson дешевле, чем за предложенные 3,8–4 млн руб., вызывают разочарование.

«В районе двушки мы вам не продадим. Минимальная цена с кредитом — 3,7 млн руб. Меньших цен просто нет. Дешевле — только параллельный импорт. Это вам к другому дилеру. Тогда машина будет значительно дешевле, примерно сразу на 1 млн руб., но тут есть минусы. На машину не будет гарантии, а еще у нее будет другой, не российский VIN-номер, а казахский вариант. Это означает, что обслуживать ее будет сложно», — предупредил менеджер.

По его словам, если приехать на машине, купленной через Казахстан к дилеру, машину просто развернут.

«Дело в том, что если приехать на такой машине к нам, то мы ее просто не «увидим». Мы вводим автомобиль в программу, а программа не дает список тех опций, которые мы проверяем на техобслуживании. Фильтры, масло — этого просто нет, потому что VIN — казахский. Мастера не смогут выставить заказ-наряд на покупку этих запчастей и расходников. Придется ехать на ремонт и обслуживание в Казахстан. Или обслуживаться в Казахстане», — поделился менеджер.

По его словам, некоторые клиенты соглашаются именно на покупку без гарантии, отказываясь от «официальных» машин.

«Они приезжают к нам, видят наши цены и говорят, что им плевать на этот ремонт и обслуживание. И не разбираясь, покупают в других салонах «параллельные» машины. А комплектации у нас с Казахстаном вообще не совпадают. Берите Creta, они дешевле, если денег нет. Но зачем покупать безгарантийные автомобили? У нас есть импортные автомобили, с гарантией и с нашим VIN — это остатки машин. Максимальных комплектаций нет, но есть средние, и цены более-менее нормальные, в районе двушки», — говорит собеседник.

Как заверил менеджер, среди знакомых ему салонов бренда гарантия действует только на оригинальные автомобили от производителя, предназначенные для России. Он настоятельно заверил, что официальная сервисная программа даже не позволит обслуживать машины из Казахстана из-за разницы в параметрах электронной сервисной книжки.

Корреспондент Autonews.ru обратился в другой автосалон, где действительно предложили купить Hyundai Tucson на переднем приводе в одной из простых комплектаций за 3 млн руб. И только в самом конце разговора, расписав все достоинства автомобиля, продавец нехотя ответил на вопрос о гарантии и о том, откуда привозят автомобили.

«Да, это Казахстан. Гарантии на эти автомобили нет, вы же хотели подешевле, поэтому я предлагаю машину, ввезенную по параллельному импорту из Казахстана, — сказал менеджер. — Но Hyundai Tucson — надежная машина, сколько лет на рынке, там и чинить нечего. Так что многие соглашаются, за эти деньги могу предложить только такой вариант».

Autonews.ru направил несколько запросов по соблюдению гарантийных и сервисных обязательств дилерами при продаже автомобилей: обращения отправлены в Роспотребнадзор, Минпромторг, а также в российские представительства брендов в России. Такие же запросы направлены в автосалоны, где побывал корреспондент Autonews.ru. Ответы будут опубликованы в следующем материале.