Дилеры и эксперты назвали последствия изменения расчета утильсбора в России
В случае изменения методики расчета утильсбора ряд популярных моделей потеряет финансовую привлекательность. Эксперты и ретейлеры рассказали Autonews.ru, какие марки покинут рынок и кто займет освободившуюся нишу
Как изменится цена на машины, какие бренды могут уйти с рынка и к чему готовиться потребителям в случае принятия новых правил начисления утилизационного сбора? Autonews.ru обсудил с экспертами и продавцами ситуацию в автомобильной отрасли.
Утилизационный сбор — это одноразовый платеж, который взимается от импортеров, производителей или покупателей автотранспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации. Физлица, ввозящие автомобили с объемом двигателя до 3,0 л для личных нужд с соблюдением налогового и таможенного законодательства уплачивают утильсбор по льготной ставке — 3,4 тыс. руб. за новые машины возрастом до трех лет и 5,2 тыс. руб. за автомобили с пробегом старше трех лет. «Коммерческая» ставка для компаний — сотни тысяч рублей. К примеру, за автомобиль возрастом до трех лет с двигателем объемом от 1 до 2 л ставка составляет 667 400 руб., а с мотором от 2 до 3 л — 1 875 400 руб. Утильсбор ежегодно индексируется.
Минпромторг предложил с 1 ноября 2025 года привязать утилизационный сбор к мощности двигателя с введением прогрессивной шкалы. Таким образом, льготный утильсбор, который оплачивают физические лица при ввозе автомобиля из-за границы, планируется применять только для машин мощностью до 160 л. с. Если производительность мотора больше, начнет действовать коммерческий утильсбор.
Под ударом «китайцы» и «тяжелый люкс»
Если новые ставки утильсбора действительно вступят в силу, автомобили мощностью свыше 160 л.с., ввезенные по параллельному импорту, заметно подорожают, уверена генеральный директор ГК «Обухов» Людмила Угарова.
Для машин возрастом до трех лет рост составит не менее 750 тыс. руб., а для тех, что старше, прибавка может достигать 1,2 млн руб. Причем с 2026 года их стоимость вырастет еще примерно на четверть миллиона, считает она.
По ее мнению, цены на «серые» машины приблизятся к официальным, но без преимуществ официальных дилеров вроде гарантии или льготных кредитов. Поэтому спрос на такие автомобили неизбежно снизится, а рынок начнет переформатироваться в сторону локализованных моделей и китайских брендов, которые уже активно укрепляют позиции в России.
«Мы не думаем что какие-то автомобили могут исчезнуть, скорее снизится объем потребление тяжелого люкса, из-за снижения емкости целевого сегмента, и ряд компаний проведут ребрендинг и локализацию своих брендов в России, а ввозить неофициально те же китайские автомобили будет просто не выгодно», — отметила Угарова.
Гибриды — под угрозой
Генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский отмечает, что в случае изменения методики расчета утилизационного сбора стоимость отдельных моделей может вырасти сразу на 2 млн руб. Это, в частности, затронет популярные марки Li Auto и Aito Seres.
По его словам, пока рано говорить о конкретных цифрах — окончательные расчеты станут возможны лишь после публикации официального документа.
«Если судить по драфтам документа, который может быть принят, снижение импорта новых автомобилей составит до 50% в самом начале, когда будут распроданы запасы со старым утильсбором», — заявил Ольховский.
Позднее рынок частично восстановится, но объемы ввоза все равно останутся ниже прежнего уровня — минус около 30%, считает он.
По словам Ольховского, больше всего от нововведений пострадают гибридные модели, особенно чувствительными окажутся бренды Lixiang, Aito, Wey, Exlantix и Zeekr.
Прощайте, Toyota Camry и Geely Monjaro
После повышения утилизационного сбора рынок ощутимо изменится: дорогие и мощные автомобили, которые сегодня активно ввозятся частными лицами, вскоре станут редкостью, считает независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. Импорт таких машин потеряет экономический смысл, и фокус сместится на более доступные, компактные модели с умеренной мощностью — именно они впишутся в новые правила и останутся востребованными.
Среди тех, кто, скорее всего, покинет рынок, — «параллельные» Toyota Camry, Geely Monjaro и Hyundai Palisade.
«Они потеряют свою финансовую привлекательность для частных покупателей, поскольку расходы на оформление резко возрастут», — уверен Тузов.
Зато останутся доступными модели попроще. В их числе:
- Geely Coolray,
- Changan CS35 Plus,
- Haval Jolion,
- Kia Seltos,
- Mazda CX-5 с двухлитровым мотором,
- Skoda Karoq и даже BMW 320i.
Именно такие машины могут стать основой нового спроса, считает Тузов.
Еще из любопытного:
Авторы Теги Алексей Панков, Вячеслав Василенко