Содержание:
«Чек Индекс»: техобслуживание в России за два года подорожало на 51%
Расходы российских автовладельцев на техническое обслуживание резко возросли за два года. Водителям в среднем приходится отдавать на 50% больше, чем в 2021 году. Что подорожало сильнее всего и что будет с ценами в 2024-м
Траты россиян на регулярное техническое обслуживание своих автомобилей за десять месяцев 2023 года выросли с 2022 года на 12%, а по сравнению с аналогичным периодом 2021 года — сразу на 51%. Теперь посещение автосервиса на легковушке в России в среднем обходится в 15 780 руб., а в Москве — в 20 313 руб.
При этом в период с октября по ноябрь 2023 года россияне в среднем тратили на техобслуживание 20 тыс. руб., а в Москве средний чек составил 25 тыс. руб. К таким выводам пришел Autonews.r.ru, ознакомившись с данными аналитического ресурса «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД». Это один из крупнейших операторов фискальных данных России, который ежедневно принимает по 55–57 млн кассовых чеков более чем с 1,1 млн онлайн-касс в России. Для предоставленного в Autonews.ru исследования аналитики использовали агрегированную обезличенную информацию о продажах из сетевой и несетевой торговли.
Также, согласно исследованию, водители стали ездить на сервисы чаще. Это удалось определить по увеличению числа оплат в автосервисах за десять месяцев. По сравнению с 2021 годом показатель вырос на 12%, а с 2022-м — на 8%. В Москве же этот показатель по сравнению с 2021 годом вырос на 9%, а по сравнению с 2022 годом — упал на 5%. Средний чек покупки автотоваров в специализированных магазинах за десять месяцев 2023 года составил 3588 руб., что на 18% выше уровня 2022 года и на 22% выше уровня 2021 года.
Что первым делом меняют при техобслуживании
Под замену при техобслуживании, как объяснили дилеры, в первую очередь попадают масляные и воздушные фильтры, фильтры салона, свечи, различные приводные ремни, масла и жидкости. В зависимости от стиля езды, по словам специалистов по сервису, под замену могут попадать тормозные колодки и тормозные диски.
Своими расчетами с Autonews.ru поделились также и в дилерской компании «Автодом Алтуфьево». По оценке директора по сервису Романа Тимашова, если сравнивать с ценами 2021 года, в 2022 году запчасти подорожали на 20–30%, а в 2023 году — на 50%.
Что подорожало сильнее всего
По данным FIT SERVICE, заметнее всего в цене выросли автозапчасти, которые везут под заказ: крупноузловые детали — такие как рулевые рейки в сборе, двигатели, элементы трансмиссии, некоторые кузовные элементы и оптика. Также традиционно более заметен рост по запчастям для европейских и американских брендов. Так, например, если многие фильтры для корейских, японских автомобилей подешевели, то для BMW даже аналоги выросли на 15–20%.
В «Автодоме Алтуфьево» также подтвердили, что больше всего подорожание коснулось именно кузовных запчастей.
Изменение средних цен на ряд популярных позиций автозапчастей 2021, руб. 2022, руб. 2022 vs 2021, руб. 2023, руб. 2023 vs 2021, % Стекло 88 000 142 000 161% 191 000 217% Фара 241 000 421 000 175% 683 000 283% Капот 135 000 141 000 104% 231 000 171% Фильтр масляный 701 1098 157% 1268 181% Колодки тормозные 11 767 15 517 132% 33 500 285% Фильтр салона 2980 3371 113% 6804 228% Источник: ГК «Автодом»
Цены выросли из-за дефицита
В международной сети автосервисов FIT SERVICE такие тренды объяснили тем, что в 2022 году на рынке автозапчастей в России был кризис: резко возник дефицит, цены значительно колебались, появились перебои с поставками, а логистические цепочки пришлось перестраивать.
«Тогда сильней всего, на 100% и более, подрожали позиции «под заказ», габаритные запчасти и детали для европейских и американских марок автомобилей. На 20–50% выросли цены на остальные запчасти (при сравнении с 2021 годом)», — отметила в беседе с Autonews.ru директор FIT SERVICE Татьяна Овчинникова.
Однако, по ее словам, острота вопроса стала спадать уже к середине 2022 года, а с осени цены начали постепенно стабилизироваться.
«Рынок поставщиков и производителей автозапчастей быстро отреагировал на запрос, который возник в нашей стране. В России появилось большое количество новых игроков, в том числе небольших компаний-производителей. Кроме того, крупнейшие дистрибьюторы автозапчастей сформировали новые логистические цепочки», — сказала участница рынка.
Поэтому, как объяснила эксперт, в 2023 году уже не было таких значительных колебаний цен автозапчастей. Так, если сравнивать цены 2023 года с ценами кризисного 2022 года, то по многим позициям они даже снизились.
Так, в течение 2023 года, по данным аналитической службы компании, стоимость основных расходников и запчастей для мелкого ремонта автомобиля в среднем выросла незначительно — на 5–10% (сравниваем январь 2023 года с ноябрем 2023-го). Основной причиной подорожания стала валютная переоценка. Ослабление рубля к основным валютам повлияло не только на закупочные цены, но и на стоимость сложной логистики. При этом сдерживающим фактором стал значительно расширившийся ассортимент запчастей. По некоторым позициям, таким как популярные расходники, в России уже сформировался профицит.
Что будет с ценами на запчасти в 2024 году
На рынке автозапчастей большое число игроков, у автовладельцев сегодня широкий выбор брендов из различных сегментов, говорят опрошенные Autonews.ru участники рынка. В FIT SERVICE, к примеру, ожидают, что такая ситуация сохранится и в 2024 году. Эксперты компании предполагают, что дистрибьюторы будут аккуратны в ценообразовании и не смогут позволить себе завышенных наценок. Такой тренд они связал с тем, что рынок насыщен предложением.
«Однако большая часть автозапчастей в Россию импортируется из-за рубежа. Поэтому, естественно, что на их стоимость влияет курс национальной валюты. Кроме того, на цены запчастей влияют и экономические, геополитические события, различные санкции. От этого также будет зависеть стоимость запчастей. Поэтому мы ожидаем, что в 2024 году, если рубль не будет серьезно падать, не будет дорожать логистика, а также не будет других потрясений на рынке, то цены на запчасти будут корректироваться минимально», — отметила Татьяна Овчинникова.
В свою очередь, в ГК «Автодом» отметили, что стоимость запасных частей иномарок привязана к курсу рубля — поэтому в случае потери позиций национальной валюты цены продолжат рост.