Эксперт Мосеев перечислил западные бренды, которые первыми вернутся в Россию
Какие способы применяют японские и корейские бренды, чтобы не отдать российский рынок китайцам и почему автомобили скоро вновь серьезно подорожают
Как о себе заявили Mazda с Toyota, Hyundai и Kia в России, чем отличаются новые схемы работы дилеров с производителями и клиентурой, а также кто из «официалов» не боится санкций?
На эти и другие актуальные вопросы в интервью Autonews.ru ответил бывший президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев.
— Сколько сейчас скопилось машин прошлых лет выпуска у дилеров?
— На начало года скопилось около 350-370 тыс. китайских автомобилей, порядка 100 тыс. Lada, плюс «Москвич», Sollers и прочие. Грубо говоря, 500 тыс. автомобилей, включая модели из параллельного импорта. Если посмотреть на итоги пяти месяцев, то сток сократился примерно на 100 тыс. машин. То есть около 400 тыс. сейчас находится на складах, в июне. Могу сказать, что пока стоки все еще давят и на производителей, и на дилеров. Но в большей степени, конечно, затоваривание у самих производителей.
— Когда, по вашему мнению, оживет рынок? Продажи фактически стоят, в том числе и на вторичке.
— Это как гадание на кофейной гуще, так как зависит от многих факторов, включая внутреннею уверенность потребителя в завтрашнем дне и ключевую ставку ЦБ, которая по-прежнему высока. Кредитование еще держится на программах автопроизводителей, но их условия часто не нравятся не только потребителям, но и дилерам. Пока предположить, когда негативные факторы сгладятся, достаточно сложно. Ожидаю, что вторая половина 2025 года окажется значительно лучше первой. Но в целом год, конечно, будет хуже по показателям продаж, чем предыдущий.
— В связи с этим стоит ли ожидать подорожания? Если да, то когда и насколько?
— В ближайшее время я подорожание не жду, если, конечно, не случится чего-то непредсказуемого. Затоваривание складов налицо, борьба между производителями за рынок — тоже. Плюс сейчас слабая активность клиентов, даже несмотря на то, что рубль держится на весьма хорошем уровне. Производители сдерживают цены и даже предлагают скидки, поэтому, уверен, что лето мы пройдем в тех же условиях, что и сейчас. А вот дальше пока загадывать не хочется.
— Как вы можете оценить официальный выход Li Auto в Россию? Это действительно официальные продажи?
— По Li Auto все понятно — никакая это не прямая дистрибуция в ее классическом виде. Sinomach — это торговая компания, которая работает с Lixiang, но тем не менее речь не о дистрибюторе, принадлежащем производителю, дающему от себя гарантии, как от производителя. В данном случае этого нет. Это просто компания, которая сейчас привозит машины через физических лиц, обещает одобрение типа транспортного средства к ноябрю, а пока его, естественно, нет.
— Чем их автомобили по факту отличаются от параллельных, кроме цены?
— Пока эти автомобили принципиально не отличаются от тех, что привозятся «физиками» или на «физиков» другими игроками рынка. Да, Sinomach заявляет про гарантию, но по сути это страховой продукт, который потребители могут и на любую другую машину купить себе отдельно. В общем, скажу так: пока они бегут впереди паровоза, заявляя о том, чего еще нет.
— А что думаете насчет официальной гарантии от «Мазда Мотор Рус», которую эта компания стала предоставлять на параллельно ввезенные в Россию машины через своих партнеров?
— По «Мазде» похожая ситуация, но явно лучше. На российское юрлицо везут машины из Китая и дают гарантию, но не напрямую от завода, а от российского юрлица. Таких шагов они бы точно не делали без молчаливого одобрения штаб-квартиры в Японии. Совершенно очевидно, что японцам не хочется опоздать на наш рынок, когда он откроется официально. Поэтому они всячески пытаются прощупывать почву и заранее, пусть и немного криво, но обозначиться.
— Последуют их примеру другие бренды: Hyundai, Kia, Toyota?
— Я уверен, что за ними пойдут и остальные, прежде всего, корейцы и японцы. Они уже наладили определенные процессы. Те же Hyundai, Kia — через завод в Питере, через бренд Solaris, через внимание к отзывным кампаниям и посредством других инструментов. Toyota, к слову, привезла в Россию двигатели под сервисную кампанию, проводит дилерские конференции, изучает вопрос привоза машин через Китай. В целом японцы и корейцы не наломали столько дров с точки зрения санкций, как это сделали европейцы, не меняли риторику, по-хамски не уходили. Восточная мудрость подобного себе не позволяет.
— Быстро возобновят деятельность?
— Они продолжали поддерживать и официальную гарантию, и с дилерами общаться нормально. Более того: российский рынок для них очень важен. Особенно учитывая тот факт, что олдскульные бренды на мировой арене начали притеснять китайцы. Поэтому определенно будут пытаться сохранить и откусить там, где это можно. А уж в России с точки зрения брендов японские и корейские стояли очень крепко. Да и потребитель с радостью вновь их встретит. Поэтому возобновить свою деятельность здесь для них окажется несложной задачей. Но чем больше времени проходит, тем меньше остается шансов. Китайцы тоже пускают корни и активно закрепляются. А потому они и проявляют активность, чтобы напоминать о себе потребителям.
— Действительно ли дилеры закладывают энное количество денежных средств на обеспечение гарантии? Или это не более чем завлекуха?
— Есть два типа гарантии. Дилер дает ее от себя, высчитывая среднюю стоимость обслуживания автомобилей, исходя из частотности возврата машин на СТО, наличия «болячек», стоимости компонентов и ремонта. Эта сумма закладывается в цену автомобиля. Второй вариант — страховой инструмент, то есть страховки от компаний-партнеров, которые выполняют роль гарантии. Она продается отдельно либо включена в стоимость машины. Это я говорю о моделях, завезенных неофициально. Ты же про них спрашивал?
— Да, конечно. По сути, западные марки только из параллельного импорта. Не стоит бояться таких гарантий?
— В целом нормальная схема. Она похожа на так называемую продленную гарантию, в том числе на автомобили с пробегом.
— Чем она принципиально отличается от гарантии завода-изготовителя или импортера?
— Ключевое отличие в том, что дистрибьютор дает гарантию от завода-изготовителя и клиент имеет полное право обратиться к любому официальному представителю бренда на территории России. А раньше можно было обращаться к официалам и за пределами страны. Если же гарантия от конкретного дилера, то обратиться можно только к нему. Еще гарантии отличаются по наполнению. Заводская имеет, как правило, более длительный срок и расширенный спектр узлов и агрегатов, которые она покрывает.
— Какими еще методами дилеры пытаются завлекать покупателей новых машин, если не считать скидок и акций за каско, кредит и трейд-ин?
— Это разговор часов на пять. Вкратце скажу: сейчас, конечно, ключевой аргумент — это цена. Поэтому многие сейчас и играют с ценообразованием, пытаясь привлечь клиентуру, не в последнюю очередь опираясь на репутацию и узнаваемость. Это долгий бизнес, машины — товар дорогостоящий и для долгого пользования. А повторные покупки очень сильно зависят от лояльности потребителей. Все же это не зубные щетки на маркетплейсах продавать. Повторюсь, дилеры заинтересованы в длительных отношениях с клиентами, а какие способы используют, чтобы это реализовывать, можно рассказывать часами.
Авторы Теги Вячеслав Василенко