Содержание:
Автоэксперт Игнатов: лишь 16% машин на вторичном рынке являются хорошими
Autonews.ru выяснил с помощью профильных экспертов, у кого выгоднее приобрести подержанную машину: у дилера или частного продавца
В отличие от стран Европы, США и Турции, российский рынок автомобилей с пробегом работает преимущественно по модели c2c — человек продает, человек покупает. Однако, по данным «Авто.ру Бизнес», интерес к автомобилям с пробегом от дилеров стабильно увеличивается: с 2022 года рост составил более 40%.
У дилеров дороже — миф или реальность?
По мнению президента Союза автомобильных дилеров Вячеслава Жигалова, потребители в большинстве своем уверены, что цены в автосалонах сильно выше, чем предлагают частные продавцы,
«Существует предубеждение, что у официальных дилеров все запредельно дорого, покупатель вынужден платить за ненужные услуги, а подержанные автомобили можно найти дешевле без посредников. Я бы отнес это к области суеверий и предубеждений, которые уже давно не имеют ничего общего с действительностью», — считает эксперт.
Жигалов добавил, что часто в погоне за выгодой покупатели игнорируют возможные риски.
По словам руководителя направления по работе с ключевыми клиентами «Авто.ру» Сергея Игнатова, сегодня при ценообразовании дилерские центры руководствуются в первую очередь ситуацией на рынке.
«Сейчас для оценки автомобиля все серьезные игроки используют технологичные инструменты. Точный анализ рынка и состояния автомобиля важен, чтобы понять оптимальную цену, с которой машина не превратится в токсичный сток. Это когда машина продается долго и вместо прибыли уже генерирует убытки — на содержание, маркетинг и прочее. Поэтому дилеру невыгодно завышать стоимость автомобиля, так как его цель — продать машину в разумные сроки», — поделился мнением с Autonews.ru Игнатов.
Директор направления автомобилей с пробегом дилерской сети «Авторусь» Михаил Мельниченко рассказал, что часто на СТО обращаются люди, только что купившие машину с рук: «Те, кто хотел выгодно купить авто у частника, нередко приходят к нам через несколько месяцев с просьбой помочь устранить проблемы, обнаруженные после покупки».
Директор центрального региона сети автосалонов «КлючАвто» Николай Лященко отмечает и психологический аспект, влияющий на цену продажи.
«В отличие от сотрудника дилерского центра, частный продавец продает не очередной автомобиль, а свою «ласточку»: он связан с ней эмоционально, поэтому склонен оценивать ее дороже. Мы же опираемся на рыночную цену автомобилей со схожей историей и техническим состоянием», — заключил Лященко.
Впрочем, по мнению Мельниченко, выгодные цены можно найти и у частного продавца, и у дилера, особенно если следить за скидками и маркетинговыми кампаниями.
Безопасна ли сделка в автосалоне?
Автокриминалист Максим Шелков предупреждает: ни одна проверка истории или статуса автомобиля не гарантирует на 100% его чистоты.
«Возможны ситуации, когда информация об автомобиле еще не успела попасть в открытые реестры — например, судебный процесс по бракоразводному или иному процессу уже начался, автомобиль продается еще «чистым», а позже, по решению суда, на него накладывается ограничение. Или когда автомобиль оказался в залоге, под арестом, с поддельными документами или «двойником» — бывает, что несколько автомобилей имеют идентичные номера агрегатов, а это приводит к серьезным проблемам при регистрации. Менее критичный, но также неприятный момент — долги по оплате штрафов», — резюмировал Шелков.
Безусловно, крупные дилеры проверяют юридическую чистоту автомобилей, чтобы не продавать проблемные или криминальные машины через свои площадки. От подводных камней у частников никто не застрахован.
«При выкупе автомобиля мы пользуемся не каким-то одним источником, чтобы проверить его юридический статус, — мы смотрим на все отчеты и базы данных, которые есть в доступе», — говорит Лященко.
«В отличие от покупки автомобиля у частного продавца, когда все риски и расходы несет покупатель, при покупке у юридического лица шансы вернуть деньги за купленный автомобиль в проблемных ситуациях гораздо выше», — подтверждает Шелков.
Хороших машин почти не осталось?
По данным «Авто.ру Бизнес», лишь 16% машин на вторичном рынке соответствует критериям «хорошей машины для выкупа» — такой, которую потенциально будет дешевле обслуживать. Игнатов отмечает, что российский автопарк стареет, топ проверенных временем брендов и моделей в последние годы практически не меняется и такие автомобили в хорошем техническом состоянии начинают встречаться реже.
«Если же они выходят на рынок, мы видим, что их выкупают не просто за считаные дни, а за часы», — добавил эксперт.
Вадим Черноусов, директор департамента автомобилей с пробегом «Рольф», отметил, что проверка автомобиля у дилера при решении о выкупе должна охватывать более 160 параметров, включая ходовую часть, тормозную систему, электронику, лакокрасочное покрытие и многое другое.
«Результаты фиксируются в диагностической карте, доступной как продавцу, так и покупателю. Такой подход минимизирует риски с обеих сторон», — подытожил он.
Крайне важно выявить все возможные неисправности в автомобиле до покупки. Для чего желательно загнать машину на подъемник, протестировать специальным диагностическим оборудованием и удостовериться в отсутствии скрытых технических изъянов. В помощь — профессиональные сервисмены и автоподборщики. Если продавец ничего не скрывает, он будет не против показать машину специалистам СТО. Это, к слову, относится и к дилерам, которые не должны противиться желанию покупателя ознакомиться с автомобилем в ремонтной зоне.
Михаил Мельниченко предупреждает, что на рынке подержанных автомобилей встречаются машины в разном состоянии.
«Нельзя сказать, что у дилеров совершенно точно будут только хорошие автомобили с идеальной историей. Но важное отличие от покупки авто с рук в том, что дилер обязан рассказать обо всех найденных дефектах покупателю», — добавил эксперт.
Вадим Черноусов отмечает и возможность дополнительных работ, связанных с реализацией машины у дилера: «От устранения мелких технических неисправностей до локального ремонта кузова или восстановления элементов интерьера — все по итогам консультаций с будущим владельцем».
Частные продавцы обычно не готовы ремонтировать машину или доводить ее до состояния, которое удовлетворит покупателя. С другой стороны — зачастую все это заложено в стоимость выставленного на продажу автомобиля.
Как работают гарантия и сервис?
Каждый дилерский центр разрабатывает свои программы гарантийного обслуживания. Это может быть локальная техническая поддержка на отдельные узлы и агрегаты либо так называемая продленная гарантия на весь автомобиль.
«Помимо возможности приобрести сам автомобиль, дилерские центры предлагают дополнительные услуги, которых нет у частных продавцов. Когда рассматривается покупка с рук, редко есть возможность самостоятельно сесть за руль, провести тест-драйв и оценить авто в движении. А ведь именно так можно заметить некоторые недостатки в состоянии машины», — отмечает Жигалов.
Не все дилеры одинаково полезны?
Опрошенные Autonews.ru эксперты подчеркивают, что вне зависимости от продавца — будь то частник или дилер — крайне важно оставаться бдительным.
«Слишком низкая стоимость всегда должна насторожить покупателя. Если речь идет о дилерском центре, обращайте внимание, как долго компания на рынке, есть ли отзывы в интернете, какие они. Если видите компанию, у которой нет ни одного плохого отзыва, — это также повод насторожиться: есть вероятность, что их писал сам дилер», — советует Сергей Игнатов.
Важность репутации на рынке отмечает и Вячеслав Жигалов.
«Дилерский бизнес — это капиталоемкое и консервативное предприятие, где важнейшую роль играет контракт с автопроизводителем, который очень чувствителен к репутационным и финансовым рискам своего партнера. Эти простые факторы и определяют бизнес-модель, важнейшим элементом которой является доверие клиентов. Здесь невозможно просто сменить вывеску и начать заново: репутация — главный актив», — заключил эксперт.
Авторы Теги Игнат Прутьев