Содержание:
Глава РОАД Подщеколдин рассказал о финансовых потерях дилеров за полгода
Autonews.ru с помощью профильных экспертов и продавцов разобрался с грядущими изменениями на российском рынке. Вот, чего следует ждать потребителям
Июль принес хорошие новости для автолюбителей: Центробанк снизил ключевую ставку, а вместе с ней теоретически должны подешеветь и автокредиты. Логично предположить, что за этим последует оживление рынка и снижение цен на машины. Но на практике все не так просто.
Почему даже при снижении ставки спрос на автомобили остается на низком уровне, а дилеры продолжают работать в убыток, разбирался Autonews.ru.
Падение ставки — падение цен?
Центробанк понизил ключевую ставку на 200 б.п. — с 20 до 18%. Но даже это снижение, по мнению участников рынка, вряд ли поможет оживить спрос на автомобили.
«Реальный буст спроса на авторынке был бы, если бы ставка была еще ниже — на уровне 10–12%. Сегодняшняя ставка — это, по сути, барьер для покупателей», — пояснил Autonews.ru гендиректор ООО «ЭМ Рус» Илья Рашкин.
Похожей позиции придерживается и генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский. Он считает, что снижение ключевой ставки на 1–2% не даст мгновенного эффекта и не приведет к такому же снижению ставок по автокредитам, а именно кредиты сегодня — основной инструмент покупки новых автомобилей.
«Это несимметричные процессы. А значит, ждать изменений не стоит. Эффект снижения ставки сегодня даст эффект снижения стоимости автокредитов через 3–4 месяца, и накопленный уровень снижения отразится через этот период», — уточнил Ольховский.
Он также добавил, что ставка по автокредиту в России не должна превышать 16–18% годовых — только тогда можно говорить о более массовом и доступном автокредитовании.
А вот заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев заявил, что снижение ключевой ставки может положительно сказаться на продажах машин. Но он также призвал не забывать о других факторах роста цены.
«Одним из основных драйверов роста являются кредиты для физических лиц и ставки по лизингу для юридических. Оживление здесь возможно при достижении уровня ключевой ставки на уровне 14–15%. Не стоит забывать про рост цен на машины вместе с ростом утильсбора. За 2024 год средняя цена новой машины поднялась на 6%, в первом полугодии этого упала только на 2%, что тоже тормозит продажи», — отметил он.
Дилеры продолжат работать в минус?
На фоне слабого спроса и высоких ставок дилерские центры в России работают себе в убыток, говорит президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин.
По его словам, рынок достиг критически низких значений, а возможностей для роста практически не осталось. Высокая ключевая ставка ударила не только по покупателям, но и по бизнесу: коммерческие кредиты обходятся компаниям в 27–30% годовых.
«Это неподъемная ставка для многих компаний. Их рентабельность — порядка 20% и меньше. До 2023 года рентабельность нашей индустрии составляла примерно 2,8%, в прошлом году — около 1%», — отметил Подщеколдин.
Ситуация на рынке ухудшается. По данным РОАД, в денежном выражении рынок за полгода просел на 20%.
«Это обвал рынка. Притом что цены снижаются. Явно надо признать, что авторынок болен. Даже такое лекарство, как снижение цены, не действует. Это означает, что и бизнес перестает зарабатывать — как производители, так и дилеры. Весь рынок в красном», — добавил эксперт.
Он также отметил, что в 2025 году порядка 30% дилеров могут закрыться. Уже за первые шесть месяцев прекратили работу около 200 дилерских центров.
«Сегодняшние скидки на автомобили даются за счет маржи и прибыли. Дилерская маржа — лишь 5–7%, даже не 10. Большинство компаний продают машины в минус», — уточнил Подщеколдин.
Что происходит с ценами?
Июль принес заметные изменения в ценовой политике сразу нескольких брендов. Чтобы удержаться на плаву, компании используют диаметрально разные подходы — кто-то отменяет скидки, а кто-то, наоборот, их увеличивает. Рассмотрим несколько примеров.
Haval
Производитель отменил большую часть скидок на автомобили 2025 года выпуска, но при этом снизил прайсовые цены. В итоге стоимость большинства моделей осталась прежней. Исключение — базовые версии Jolion и M6: они стали дороже, чем в июне.
Chery
Компания убрала скидки сразу с трех моделей: Tiggo 8 Pro Max (2024 г. в.), Tiggo 7L и Tiggo 4. Одновременно была снижена их базовая цена, из-за чего финальная стоимость осталась на прежнем уровне.
Wey
Скидки на кроссовер 07 и минивэн 80, введенные в июне, в июле были либо полностью отменены, либо пересмотрены в сторону уменьшения. Чтобы компенсировать потери, производитель подкорректировал базовую цену машин.
Geely
Производитель усилил скидки на седаны Emgrand и Preface — дисконт по этим моделям увеличился более чем на 100 тыс. руб.
Jetour
Jetour, напротив, расширил программу скидок на модели Dashing и T2, особенно в более дорогих комплектациях.
«Москвич»
Кроссовер «Москвич 3» подорожал — это уже третье повышение цены за год. Все комплектации подскочили в цене на 48 тыс. руб. Электрическая версия 3е осталась без изменений.
Читайте также:
Авторы Теги Алексей Панков