В МВД объяснили, что на самом деле происходит с машинами, свидетельства о безопасности которых выданы с нарушениями. Проблемы грозят тысячам владельцев «серых» иномарок, оформленных через испытательные лаборатории

Проблема ввоза и оформления машин по «серым» схемам совсем не новая. Тысячи владельцев таких транспортных средств могут столкнуться с трудностями, ставящими под угрозу возможность распоряжения таким имуществом. Причин тому множество — от неправильной уплаты утилизационного сбора до подделки документов и оформления их с грубыми нарушениями российского законодательства. Результат печален.

Об одной из недавно вскрывшихся проблем Autonews.ru уже рассказывал недавно в отдельном материале. Выяснилось, что испытательные лаборатории, проверяющие ввезенные частными лицами автомобили на соответствие требованиям безопасности, выдавали документы без реального осмотра машин, что является грубым нарушением требований закона. В ходе эксперимента, проведенного «Национальным автомобильным союзом» (НАС), удалось получить свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств (СБКТС) на машины, которые физически не заезжали в испытательные лаборатории и на момент оформления бумаг находились в других странах либо представляли собой груду металлолома.

Нюансы документации 

Для постановки «серого» автомобиля, ввезенного частными лицами, на российский учет на него обходимо оформить СБКТС. Этот документ подтверждает, что автомобиль соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и может эксплуатироваться на дорогах общего пользования.

На основании СБКТС оформляется электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС). Последний является необходимым документом для регистрации машины в ГАИ и ее эксплуатации на дорогах.

Соответствие автомобиля требованиям технического регламента проверяется при непосредственном осмотре машины специалистами аккредитованных испытательных лабораторий, а непредоставление машины является грубым нарушением закона. При выявлении такого рода нарушений, допущенных в ходе оформления СБКТС, документы могут быть исключены из реестра, то есть аннулированы.

Пояснение Росаккредитации

В пресс-службе Росаккредитации официально подтвердили Autonews.ru, что в начале июня были инициированы проверки в отношении трех испытательных лабораторий, а всего организаций в России, способных выдавать СБКТС, насчитывается в районе 80. В настоящее время готовятся проверки в отношении 25 аккредитованных лабораторий, выдающих СБКТС. То есть под подозрением уже находится более 30% таких организаций.

«Служба намерена проверить все действующие испытательные лаборатории по СБКТС», — говорится в официальном ответе, поступившем в редакцию Autonews.ru.

Напомним, что при выявлении фактов незаконной выдачи СБКТС лабораториям грозит отзыв лицензии, но еще большие сложности возникнут у владельцев машин, документы на которые были оформлены с нарушениями.

Читать также:
Страховщик назвал самые аварийные автомобили 2022 года

Как пояснил в беседе с Autonews.ru президент НАС Антон Шапарин, при выявлении таких фактов надзорными органами СБКТС будут аннулированы, а само транспортное средство по факту можно будет приравнять к имуществу, которым невозможно нормально распоряжаться.

«Машина будет снята с регистрационного учета Госавтоинспекцией или при перепродаже следующий собственник не сможет поставить ее на учет. Эти машины превращаются в клумбы либо в «вечный учет», пока не будут устранены проблемы с документами. По большому числу автомобилей устранить проблемы и не получится, потому что они на Россию непроходные», — конкретизировал глава НАС.

Разъяснение МВД

На запрос Autonews.ru в управлении МВД России по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации объяснили процедуру наложения санкций на проблемные автомобили. Оказалось, что о снятии с учета речи все же не идет.

В официальном ответе ведомства говорится, что в данном случае его представители руководствуются вступившим в силу с 1 января 2020 года законом (№ 283-ФЗ от 3 августа 2018 года). Уточняется, что перечень оснований для прекращения государственного учета транспортного средства определен статьей 18 этого закона. В соответствии с положениями этого документа, прекращение государственного учета ТС в связи с аннулированием электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС) и (или) документа об оценке соответствия колесных ТС не предусмотрено.

Вместе с тем отсутствие ЭПТС со статусом «действующий» в системе электронных паспортов в отношении ТС (шасси ТС), на которое оформлен электронный паспорт, является основанием для отказа в совершении регистрационных действий.

В ведомстве пояснили, что в соответствии с пунктом 6 Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, утвержденным решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015-го, статус «аннулированный» присваивается ЭПТС администратором на основании признания документа, подтверждающего соответствие ТС (шасси, машины) обязательным требованиям безопасности, недействующим, только при получении уведомления органа государственной власти государства-члена. Для России это Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Иными словами, при аннулировании СБКТС и ЭПТС снимать автомобиль с учета в ГАИ не станут. Но и полноценно распорядиться таким имуществом его владелец не сможет. К примеру, при продаже транспортного средства его не получится поставить на учет на нового владельца. По сути, эти автомобили обречены на «вечный учет».

Читайте также:

Авторы Теги Александр Воронцов