Эксперт Жигалов: Снижение цен на машины нас точно не ждет

Центробанк вновь понизил ключевую ставку — теперь до 17%. Autonews.ru выяснил, что это означает для покупателей автомобилей

На заседании 12 сентября Банк России принял решение о снижении ключевой ставки на 100 б.п. — с 18 до 17%. Среди прочего это окажет влияние на отечественный авторынок. Насколько сильно — Autonews.ru узнал у экспертов.

Новое снижение «ключа» не стало сюрпризом. 16 из 30 участников консенсус-прогноза РБК даже предрекали снижение ставки на 200 б.п., до 16% годовых, в связи с более сильным по отношению к прогнозу замедлением российской экономики. Восемь экспертов спрогнозировали падение ставки на 100 б.п., до 17% годовых, а трое — назвали равновероятными вариантами снижение на 100 или 200 б.п. Регулятор ограничился снижением ключевой ставки на 1 процентный пункт.

ЦБ опускает ставку уже третий раз подряд. 6 июня она была снижена с 21 до 20% годовых, а 25 июля — сразу на 200 б.п., с 20 до 18%.

Реакция экспертов

Опрошенные Autonews.ru эксперты оценили очередное снижение ставки как позитивный шаг для экономики в целом и авторынка в частности. Вместе с тем по-настоящему взбодрить автомобильную отрасль и существенно нарастить объемы продаж эта мера пока вряд ли может. Установленная ЦБ ставка все еще остается высокой и оказывает негативное влияние на автокредитование и лизинг.

«50–60% машин продается в кредит. Получается, что чем дороже кредиты, тем меньше покупают. Автокредитование сократилось примерно в два раза. До восстановления рынка, как показали итоги августа, еще очень далеко. Тем более что за январь–август мы видим падение рынка к аналогичному периоду прошлого года. Очень здорово, что ставку снижают, но в целом нужно понимать, что ставка примерно 15% — это то, над чем еще может предприниматель работать и зарабатывать. Все, что выше, — губительно для любого бизнеса, автобизнеса в том числе», — заявили в пресс-службе ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).

Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин назвал снижение ключевой ставки «заметным движением».

«Оно позволит снизить кредитную нагрузку на тех, кто хочет взять машину в кредит. Одновременно многие граждане столкнутся с падением доходности по депозитам, необходимостью заплатить с этой доходности подоходный налог, если сумма значительная», — отметил он.

Руководитель комитета по автолизингу и спецтехнике Объединенной лизинговой ассоциации Александр Николаенко считает, что ранее сделанные шаги ЦБ уже оказали влияние, но оно пока незначительное.

«Мы видим небольшой всплеск, отложенный спрос, на который клиенты уже начали реагировать. Буквально с августа. Август и начало сентября стали более активными несмотря на то, что это лето. Отклик от клиентов есть, активность увеличилась, количество сделок стало расти. По большей степени у тех компаний, у которых есть плавающая ставка по договору лизинга. Клиенты понимают, что «ключ» будет дальше идти вниз, и они заключают договор по плавающей ставке», — пояснил собеседник.

Евгений Кочуров, финансовый директор «Интерлизинга», также считает, что даже прежняя ключевая ставка в 18% уже начала оказывать положительное влияние на авторынок.

«По мнению автодилеров, снижение способствует росту ежемесячных продаж новых автомобилей до 105–110 тыс. Однако эффект пока проявляется с задержкой: удешевление автокредитов и увеличение кредитной активности ожидаются через 3–4 месяца после снижения ставки», — отметил эксперт.

Финансовый директор ПЭК Роман Ромашевский отметил, что уже видно снижение ставок по лизингу техники и складского оборудования в некоторых крупных компаниях.

«Например, если в первой половине 2025 года средняя лизинговая ставка на грузовики была на уровне 6–7% выше ключевой, последние известные нам коммерческие предложения превышают ее лишь на 2,5%», — подчеркнул он.

Президент Союза автомобильных дилеров (САД) Вячеслав Жигалов отметил, что уже после первого снижения ключевой ставки в июне на 1 п.п. производители предприняли серьезные усилия по оживлению рынка. К концу июня средняя ставка по кредитам на новые автомобили с учетом их субсидий опустилась ниже 10%, что являлось хорошим уровнем даже в благоприятные экономические времена. Таким образом, отрыв от рынка достиг уже 15 п.п. Снижение «ключа» на 100 б.п. Жигалов назвал правильным решением.

«На депозитах у населения скопилось более 61 трлн руб., что почти равно годовому розничному обороту нашей экономики. Всего лишь 10% от этой суммы мгновенно увеличат спрос в два раза. А если учесть, что спрос этот неравномерен, то товары длительного пользования, как автомобили, например, станут остродефицитными, поскольку так же быстро нарастить предложение невозможно. Особенно, если помнить про предстоящее с Нового года очередное повышение утильсбора», — конкретизировал глава САД.

Читать также:
«Москвич 6» подешевел на ₽490 тыс. с момента старта продаж в России

Александр Корнев, руководитель управления по работе с импортерами «Газпромбанк Автолизинг», заметил, что еще в августе ведущие банки ухудшили условия по вкладам: годовые ставки по депозитам предлагают на уровне 13% и ниже — на 6–7 п.п. ниже, чем еще в начале лета. Это вынудило многих клиентов завершить стадию накопления и решиться на крупные покупки. Лизинговые компании на фоне оживления рынка также начали смягчать риск-политики, постепенно снижая минимальные авансы и стоимость финансирования, подчеркнул эксперт.

Позитивно сказывается снижение «ключа» и на сфере автомобильного ремонта.

«До поднятия ставок клиенты автосервисов активно пользовались рассрочками и кредитами для оплаты крупных ремонтов. Но с октября 24 года такой возможности не было. Начал формироваться отложенный спрос — те автовладельцы, кто не мог потратить большую сумму на ремонт автомобиля, просто отложили эту затею до лучших времен. Сейчас мы ожидаем постепенного прироста клиентов, которые вернутся в вопросу ремонта авто», — подчеркнула директор международной франчайзинговой сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова.

Какая ставка встряхнет автобизнес

Даже новый уровень ставки в 17%, по оценке опрошенных Autonews.ru экспертов, едва ли приведет к взрывному росту продаж автомобилей и увеличению спроса на автокредиты. На то есть несколько причин.

«Наше видение, что ключевая ставка ниже 14% уже точно начнет реализовывать отложенный спрос, который накопился за последний год. Все, что ниже 14, позволит рынку оживать», — отметил руководитель комитета по автолизингу и спецтехнике Объединенной лизинговой ассоциации Александр Николаенко.

Финансовый директор «Интерлизинга» Кочуров считает оптимальным уровнем «ключа» значение ниже 15%. Именно этот уровень способен подстегнуть спрос на автомобили.

«Прогнозы указывают на возможность снижения ставки до 14–15% к концу года при благоприятных условиях по инфляции и бюджету. Однако моментального скачка спроса вслед за снижением ставки ждать не стоит — рост будет умеренным», — конкретизировал собеседник.

«Уровень ключевой ставки, при котором начнется перелив с депозитов на потребление, находится в районе 14%. Однако чрезмерно резкое движение к нему, как и любые другие подобные маневры регулятора, вредны. Экономика любит стабильность», — заявил президент САД Вячеслав Жигалов.

Машины будут дорожать

Вопреки ожиданиям некоторых россиян, цены на автомобили со снижением ключевой ставки снижаться не будут, поскольку этот процесс уже сопровождается ослаблением курса рубля.

«Снижение цен нас точно не ждет», — заверил Жигалов.

«Для стимулирования отрасли наши экономические власти вряд ли придумают что-то новое: вечная «временная мера» поддержки спроса в виде бюджетных субсидий на кредиты, очередное повышение «утиля» и, возможно, отмена льготы при ввозе для личного пользования (это нужно было сделать сразу). Однако по-прежнему никто не исследует проблему низкой конкурентоспособности и промышленной инфляции», — посетовал собеседник.

Александр Корнев также отметил, что на снижение стоимости автомобилей в текущих условиях рассчитывать сильно не приходится. Снижение «ключа» лишь немного подстегнет спрос, «ждуны» решатся на покупки.

«Несмотря на улучшение условий финансирования, склады импортеров за 2024 год сокращаются, а новые автомобили завозятся по новым курсам. У авторитейлеров существенно сократились запасы машин 2024 года выпуска. В июне на них приходилось 62% продаж, в июле — 54%, а августе — уже чуть более 30%. Естественно, что все новые автомобили 2025 года не имеют столь же весомых скидок. Кроме того, впереди очередное повышение утилизационного сбора. Так что доступные ставки приведут в отрасль долгожданных покупателей, но вместе со спросом оттают и цены», — заметил эксперт.

«Посыл от крупных финансистов в нашей стране — и Грефа, и правительства, и прочих структур, которые на курс влияют, — что курс текущий должен быть от 95 до 100 рублей. Поэтому в целом это будет реализовываться», — напомнил эксперт Николаенко.

На что влияет ключевая ставка

Устанавливаемая регулятором ключевая ставка является отправной точкой для стоимости автокредитов, без которых приобрести автомобиль сегодня большинство россиян не может. Чем выше уровень «ключа», тем дороже привлеченные средства обходятся банкам и тем больший процент приходится платить клиентам этих банков.

Ранее в беседе с Autonews.ru генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк отмечала, что при высокой ключевой ставке большинство потенциальных покупателей не способно взять и погасить кредит.

Напомним, что в октябре 2024 года ключевая ставка в России вышла на рекордный уровень в 21%. Теперь она постепенно снижается.

Директор по маркетингу маркетплейса автозапчастей Emex Иларион Демчиков отметил, что ставки по автокредитам держатся на уровне ключевой ставки плюс 5 п.п.

«Снижение ключевой ставки стимулирует экономическую активность, увеличивает доступность кредитов и повышает покупательную способность населения», — конкретизировал эксперт.

Следующее заседание по ключевой ставке намечено Центробанком на 12 октября 2025 года.

Читайте также:

Авторы Теги Александр Воронцов