Содержание:
- 1 Какую клемму снимать с аккумулятора автомобиля первой и почему
- 2 Почему сначала нужно отсоединять именно «минус»
- 3 Как правильно снимать клеммы с аккумулятора автомобиля
- 4 Что будет, если неправильно снять клеммы с аккумулятора
- 5 Что будет, если «плюс» с аккумулятора замкнет на «массу»
- 6 Какую клемму надевать на аккумулятор первой
Клеммы АКБ в машине – какую нужно снимать первой
Бывают ситуации, когда при безотказности законов электрики практика, тем не менее, подкидывает сюрпризы. Последовательность снятия клемм АКБ — тот самый случай
Какую клемму снимать с аккумулятора автомобиля первой и почему
Если рассматривать вопрос строго с точки зрения электрики — совершенно без разницы. Последовательность размыкания и замыкания цепи автомобиля на аккумуляторе не имеет никакого значения. От того, какая клемма снимается или надевается обратно на батарею первой, ничего не зависит: не сгорит, не начнет сбоить, не потеряет настроек. Тем не менее, всегда имеет место человеческий фактор. И поэтому в целях электробезопасности минусовую клемму принято отсоединять в первую очередь.
Почему сначала нужно отсоединять именно «минус»
Все дело в принципиальной разводке электрооборудования. У подавляющего числа автомобилей минусовой вывод аккумулятора соединен с кузовом — так называемой «массой». Иными словами, пока клеммы надеты на батарею, практически любая металлическая деталь в машине является отрицательным выводом. Следовательно, если сначала снять плюсовую клемму, а затем случайно уронить ключ, который попадет между «плюсом» АКБ и кузовом — будет замыкание.
Именно ввиду вероятности (пусть и невысокой) случайного замыкания «плюса» АКБ на подключенную массу, первым рекомендуется отсоединять отрицательный вывод. В этом случае, даже соединив «+» аккумулятора с кузовом, ничего не произойдет.
Как правильно снимать клеммы с аккумулятора автомобиля
Процедура обесточивания автомобильной электросети максимально проста, но начинающим автовладельцам все же следует обратить внимание на несколько моментов.
- Очистить верхнюю плоскость аккумулятора от пыли и грязи. Особенно если АКБ установлен без защитного бокса. Дело здесь не столько в эстетике, сколько в физике. Чрезмерный слой грязи может образовать между клеммами зону проводимости, что наиболее актуально для приморских зон с теплым и влажным климатом. Соляные отложения, если не контролировать состояние батареи хотя бы раз в год, могут «проложить» дорожку между выводами, что приведет к утечке тока. Повреждением батареи это грозит едва ли, а вот спровоцировать повышенное потребление (ускоренный саморазряд) в состоянии покоя может.
- Ослабить зажим клеммы «массы» и снять ее с вывода аккумулятора. Как правило, клемма фиксируется болтом или гайкой на «10». Иногда встречается крепеж на «12» или «13».
- Ослабить зажим плюсовой клеммы и снять ее с вывода аккумулятора.
- Снять фиксатор, удерживающий аккумуляторную батарею на площадке. Это может быть либо П-образная скоба, либо планка в районе нижней части АКБ, либо иной тип крепления. В любом случае, сложностей возникнуть не должно.
- Извлечь аккумулятор из автомобиля.
Что будет, если неправильно снять клеммы с аккумулятора
Как упоминалось вначале, сама по себе последовательность отсоединения проводов от аккумулятора не имеет никакого значения. А вот если при соединенном «минусе» случайно замкнуть «плюс» на кузов или иную деталь, последствия могут быть плачевными. И тут все зависит от того, было ли включено на тот момент зажигание. Соответственно, возможны два сценария.
Что будет, если «плюс» с аккумулятора замкнет на «массу»
При выключенном зажигании
Такую ситуацию можно считать меньшим из зол. Если контакт «плюса» и металла автомобиля был мгновенным (условный ключ упал и вскользь замкнул «+» и «массу», выбив искру) — с высокой степенью вероятности последствий не будет. В случае, когда замыкание длилось дольше (ключ упал и остался лежать, соединив клемму и кузов), возможны варианты. Либо полностью высадится аккумулятор (часто — без возможности восстановления), либо отгорят контакты, либо и то и другое сразу. Тем не менее, с большой степенью вероятности, серьезных последствий удастся избежать.
При работающем двигателе
Вот здесь все становится уже куда серьезнее. Так как во время работы большинство электроцепей задействованы, то достоверно сказать, на какую из них и каким образом повлияет КЗ, невозможно. У кого-то автомобиль сразу глохнет, но дело ограничивается легким испугом и сгоревшим предохранителем. Кому-то везет меньше, и под замену уходит не только аккумулятор (заодно прихватив несколько отгоревших разъемов), но и, например, дорогостоящие электронные «мозги» блока управления.
Подытоживая рассуждения о последствиях короткого замыкания с АКБ можно заключить, что однозначных прогнозов дать невозможно. Несмотря на обязательную защиту всех цепей предохранителями, вычислить, как поведет себя электрика и электроника на том или ином автомобиле при замыкании, невозможно. Именно поэтому крайне желательно начинать все работы с электрикой, сначала отсоединяя «минус», а затем уже «плюс».
Какую клемму надевать на аккумулятор первой
Алгоритм подключения аккумулятора к бортовой сети автомобиля аналогичен таковому при его демонтаже. То есть, с точки зрения электрики, никакой разницы в последовательности надевания клемм на АКБ нет. Но в целях минимизации вероятности замыкания из-за человеческого фактора, предпочтительнее сначала подсоединить плюсовую, а затем уже минусовую клемму.
Читайте также: