Содержание:
Названы самые популярные машины по параллельному импорту в России в 2025 году
Разбираемся, автомобили каких ушедших брендов сохраняют высокую лояльность россиян даже после трехлетнего отсутствия
Toyota Land Cruiser 300
Большинство зарубежных автомарок, заморозивших деятельность в России, до сих пор сохраняют высокую лояльность у россиян. Доказательством тому может служить статистика продаж «параллельных» автомобилей на нашем рынке, где лидирующие позиции занимают бренды «не из Китая».
Autonews.ru опросил дилеров и профессиональных продавцов, чтобы выяснить, какие модели зарубежных фирм пользуются высокой популярностью в России и имеют хорошие перспективы в случае возвращения.
Чаще всего завозят Toyota
По данным главы аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, в первом квартале 2025 года в страну было импортировано 16 тыс. автомобилей по параллельному импорту. Эксперт подчеркнул, что речь идет исключительно о легковых автомобилях без пробега.
Причем первые три места в списке занимают «некитайские» бренды. Первая строчка досталась японской Toyota (16,3%). На втором и третьем местах — немецкие BMW (13,6%) и Mercedes-Benz (7,8%).
Автомобили китайских брендов смогли занять только четвертую и пятую строчки в списке. Речь идет о моделях Lixiang (7,6%) и Geely (7,2%). Также в рейтинг попали:
- Volkswagen (4,1%);
- Mazda (3,5%);
- Kia (3,3%);
- Audi (3,1%);
- Lexus (2,7%).
В люксовом сегменте среди поставляемых по параллельному импорту машин и вовсе нет китайских моделей. Чаще всего в Россию в первом квартале завозили Bentley (41 шт.) и Rolls-Royce (40 шт.). Также в списке:
- Ferrari — 22 шт.;
- Lamborghini — 22 шт.;
- Aston Martin — 4 шт.;
- Maserati — 1 шт.;
- McLaren — 1 шт.
Несколько иную статистику предоставил Autonews.ru бывший президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев. По его данным, в первом квартале в России было поставлено на учет 22 795 «параллельных» автомобилей.
Топ-10 марок
Марка Число регистраций Toyota 3288 Lixiang 2329 BMW 2017 Mercedes-Benz 1658 Hyundai 1363 Geely 1152 Kia 1068 Volkswagen 772 Zeekr 766 Lexus 511
Топ-10 моделей
Модель Число регистраций Lixiang L7 1222 Geely Monjaro 1152 Toyota Camry 913 Toyota RAV4 872 Hyundai Tucson 695 Lixiang L6 607 Lixiang L9 481 Toyota Highlander 456 Zeekr 001 405 Skoda Kodiaq 387
Стабильный спрос вопреки сложностям
Заместитель директора департамента продаж Major Auto Александр Николаев заявил об устойчивом спросе на автомобили «некитайских» марок по параллельному импорту. Лидером продаж, по статистике компании, стали машины BMW. Точных данных по моделям эксперт не привел. Однако в портфолио на сайте фирмы представлены преимущественно кроссоверы немецкой марки.
На втором месте — Toyota. Самым большим спросом пользуются кроссоверы RAV и Camry. Топ-3 брендов замыкает Mercedes-Benz.
Директор по розничным продажам АГ «Авилон» Илья Петров также заявил о «стабильном» спросе на «параллельные» автомобили, даже несмотря на сложности с логистикой и растущие таможенные сборы. Рейтинг популярности ничем не отличается от списка их коллег из Major Auto. Разница лишь в расстановке мест. Так, лидером продаж стали модели Toyota, на втором и третьем местах расположились BMW и Mercedes соответственно.
Более точные цифры по продажам «параллелек» предоставил директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов. По его словам, самыми популярными машинами в 2025 году в этом сегменте стали Toyota. На долю японской марки пришлось 239 проданных машин. Далее следуют Hyundai (205 шт.) и Kia (201 шт.).
Самой продаваемой моделью в «Рольфе» стал корейский кроссовер Hyundai Tucson с показателем 105 реализованных машин. Причем в автосалонах одновременно выставлены модель четвертого поколения и ее рестайлинговая версия.
Работа исключительно по предзаказу
Иная ситуация сложилась у частных продавцов и небольших компаний, которые занимаются поставками машин по альтернативным каналам. Из-за новых ставок утильсбора практически всем из них пришлось переключиться на систему работы по предзаказу. Это явно не способствовало росту продаж «параллельных» машин из-за нежелания клиентов покупать фактически кота в мешке, а также возможных рисков нарваться на мошенников.
Эксперт по подбору автомобилей с пробегом и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов напомнил, что спад сейчас отмечается по всему автомобильному рынку и параллельный импорт не стал исключением. По его словам, по сравнению с удачным 2023 годом продажи «серых» машин сейчас сократились в два-три раза.
Однако эксперт отметил, что интерес к автомобилям по параллельному импорту полностью не пропал. Всплеск спроса произошел на фоне укрепления рубля после телефонных переговоров между президентами России и США Владимиром Путиным и Дональдом Трампом. Валютные колебания моментально привели к снижению стоимости машин из-за границы.
Чернов отметил, что чаще всего клиенты останавливают выбор на моделях BMW. В его рейтинг популярности вошли кроссоверы X3, X5 и X7. Причем абсолютно такие же машины заказывают клиенты и со вторичного рынка. При этом популярностью они пользуются гораздо больше, нежели новые модели.
«Разница в цене между машинами под заказ в возрасте 3-5 лет и новыми автомобилями ощутима. В первую очередь из-за таможенных сборов, которые могут приплюсовать к стоимости модели до 7 млн руб. Разумеется, клиенты все это понимают и чаще делают выбор в пользу подержанных иномарок», — заключил эксперт.
Блогер и автоэксперт Елена Лисовская отметила, что очень многое зависит от стран, с которыми работает тот или иной продавец. К примеру, из Китая чаще всего заказывают машины LiХiang, а также многочисленные Volkswagen: Teramont, Tuareg, Talagon и Tayron.
Что касается ОАЭ, то оттуда на рынок массово завозятся Mitsubishi Outlander. Также из этой страны активно заказывают различные японские модели. В списке лидеров, к примеру, Toyota Fortuner.
«Южная Корея сейчас в основном работает на рынок машин с пробегом. Помимо автомобилей местных марок иногда заказывают и модели европейских брендов. Особой популярностью пользуются машины Mercedes», — рассказала Лисовская.
Российский рынок завалят новинками
Несмотря на многочисленные слухи о скорой «смерти» параллельного импорта в России, опрошенные продавцы заявили о продолжении этого вида деятельности. Например, в Major Auto только недавно завезли Genesis GV80 Coupe, новый BMW Х2, обновленный Hyundai Tucson, рестайлинговую Toyota Sienna с полным приводом. В ближайших планах поставить свежий Cadillac Escalade, а также новые ВMW Х3, Infiniti QX80 и Mercedes-Benz S-Class.
Аналогичной позиции придерживается и «Авилон», который продолжит завозить автомобили по альтернативным каналам. По словам Ильи Петрова, в первую очередь это касается премиальных марок, которые ранее были официальными франшизами в их дилерской сети. Среди них: BMW, Mercedes-Benz, Audi, Land Rover.
Не собирается останавливать «параллельные» поставки и «Рольф».
«Все новые автомобили, которые начнут продаваться, мы будем привозить, если поймем, что на них будет спрос», — объяснил Николай Иванов.
В качестве примера он привел последние новинки, которые доставили в Россию. Среди них: BMW X3 четвертого поколения, обновленный Mercedes G-Class и рестайлинговый Toyota Land Cruiser.
Кирилл Чернов также не считает, что автомобили по параллельному импорту исчезнут из России. Однако бизнес-схемы у частных продавцов и небольших компаний будут стремительно меняться уже в ближайшее время. По словам эксперта, сейчас практически сошла на нет история с заказами машин из Европы. Причина — крайне сложная логистика. Поэтому почти все продавцы перешли на работу с рынками Китая и Кореи.
«В этих странах можно заниматься прямыми поставками, без всякого рода посредников и дополнительных сложностей», — объяснил Чернов.
Еще одно направление — европейские автомобили из КНР, но не китайского производства. Таких моделей немного, но они есть, и, как считает эксперт, эти машины могут заинтересовать российских клиентов.
«Речь идет о моделях немецких марок, которые были собраны в Германии или США и поставлены на китайский рынок. К таким машинам мы сейчас внимательно присматриваемся», — резюмировал Чернов.
Читайте также:
Авторы Теги Дмитрий Александров