Что станет с российским автопромом через 30 лет

У России есть время и средства для того, чтобы за 30 лет создать автомобильную промышленность мирового уровня

Инспектор ГИБДД нашел в машине дрон. Что за это грозит водителю Запчасти 8 июня В них лучше не врезаться. На что теперь не хватит полиса ОСАГО Техосмотр 27 января Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям Закон и ПДД 3 июля Остановка под знаком «Стоянка запрещена»: в каких ситуациях это допустимо

Через 30 лет в России может существовать развитая автомобильная промышленность, способная обеспечить как внутренний спрос, так и высокие объемы экспорта. По крайней мере такого срока хватило всем странам, достигшим успеха в автопроме в прошлом. При желании и эффективном руководстве создать автомобильную промышленность мирового уровня можно и за более короткий срок, предупреждают эксперты.

Российские автомобили устарели

В настоящий момент в России не локализовано производство ни одного действительно нового отечественного автомобиля. Самой современной моделью остается Lada Vesta, которая производится уже восемь лет. Несмотря на недавнюю модернизацию, основные элементы конструкции, такие как двигатель, трансмиссия, подвеска, остались прежними.

Бестселлер рынка Lada Granta создавалась на платформе, разработанной еще при СССР. Классической Lada Niva Legend скоро исполнится 50 лет с начала производства. Конструкция UAZ Patriot своими корнями также уходит в 80-е годы прошлого века.

Из того, что сейчас собирают в России, современными можно считать автомобили «Москвич», электромобили Evolute и кроссоверы Lada X-Cross 5, которые делают на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге. Однако все перечисленные машины собирают из китайских комплектующих, а степень их локализации минимальна. Помимо них в Калининграде запустили сборку китайских машин Kaiyi и BAIC, но и их пока не локализовали.

Lada X-Cross 5

С уходом традиционных иностранных автоконцернов и прекращением сборки иномарок в 2022 году доля импорта на российском автомобильном рынке превысила 60%. Для изменения ситуации в конце 2022 года Правительством России была принята концепция развития отечественной автомобильной промышленности, которая предусматривает при базовом сценарии увеличение доли российских машин на рынке к 2035 году до 60%, при целевом сценарии — до 80%. При этом степень локализации таких машин должна составлять не менее 80%, а доля экспорта автомобилей из России достигнуть не менее 15%.

Полный переход на отечественные автомобили даже в перспективе 30 лет для страны будет не выгоден, считает независимый аналитик по автопрому Владимир Беспалов.

«Конкуренция со стороны иномарок нужна для того, чтобы в отрасли не было застоя. Но при этом хотелось бы увидеть такую промышленность, которая в случае закрытия границ могла бы полностью удовлетворить внутренний спрос», — говорит эксперт.

При этом на прошедшей в июне 2023 года в рамках Петербургского международного экономического форма конференции, посвященной автомобильной промышленности, практически все спикеры призывали брать пример с Китая. Эта страна действительно является последней, которая построила у себя автомобильную промышленность мирового уровня.

Как строился китайский автопром

Первые автомобили американских марок начали собирать в китайском Шанхае еще в 20-е годы прошлого века, однако эти предприятия были полностью утрачены в ходе Второй мировой войны. Современный автопром КНР отсчитывает свою историю с 1950-х годов, однако вплоть до 90-х в Китае выпускалось лишь несколько сотен тысяч автомобилей в год.

Читать также:
В США представили кроссовер с диваном под капотом. Что?

Все изменилось именно в последние 30 лет. Уже в 2008 Китай вышел на первое место в мире по производству автомобилей, а по итогам первых трех месяцев 2023 года впервые обогнал Японию и стал мировым лидером по экспорту легковых машин.

У этого успеха несколько причин, говорит независимый консультант в области автопрома Сергей Бургазлиев.

Во-первых, основу китайской автомобильной промышленности составляют государственные предприятия, но, в отличие от СССР, они подчиняются властям разных провинций и тем самым конкурируют между собой, отмечает эксперт.

Во-вторых, в КНР стали активно создавать совместные предприятия с иностранными компаниями, в которых доля китайских акционеров обязательно должна превышать 50%. Это оставляет за китайскими автоконцернами контроль за совместными предприятиями и позволяет учиться у иностранных партнеров.

Наконец, китайские компании активно скупали технологии по всему миру и инвестировали в собственные разработки, что позволило организовать не только сборку, но и локализованное производство, отмечает Бургазлиев.

По мнению эксперта, для создания всего необходимого автомобильной промышленности Китаю потребовалось не 30 лет, а одно десятилетие. Уже к 2000 году в Китае научились делать машины и с тех пор только увеличивают их производство, одновременно повышая качество моделей.

Пример Китая не последний по времени, говорит эксперт. Примерно тем же путем прямо сейчас создается автомобильная промышленность Вьетнама.

«В России также реально за 5-6 лет создать современное производство высоколокализованных моделей. Для этого придется купить и освоить импортные технологии, но пример Вьетнама показывает, что в современном мире это возможно. Проблема заключается не в деньгах, которые у России есть, а в дефиците компетентных управленческих кадров», — считает Бургазлиев.

По оценке эксперта, в последние годы вложения в разработку в российском автопроме составляли 0,7% от оборота отрасли. В том же Китае этот показатель выше на порядок.

Альтернатива электромобилям

К 2050 году крупнейшие автомобильные рынки мира, включая США, Евросоюз и Китай намерены полностью отказаться от автомобилей, использующих ископаемое топливо и перейти в первую очередь на электрический транспорт. Однако в мире еще будет оставаться спрос на машины с двигателями внутреннего сгорания, что дает шанс российскому автопрому занять именно эту нишу.

Принятая в России концепция развития автопрома прямо называет регионы приоритетного экспорта. Это Африка, Латинская Америка и Азия, а также страны Европейского Союза.

Если в Европе и запретят бензиновые и дизельные машины, Россия в теории может предложить автомобили, использующие биотопливо, считает Бургазлиев. По словам эксперта, в России достаточно пустующих сельскохозяйственных полей для выращивания сырья и производства биоэтанола и биодизеля.

При этом Беспалов все же считает, что развивать отрасль следует именно с ориентацией на электротранспорт.

«Создать электропривод с нуля сейчас проще, чем двигатель внутреннего сгорания, так что если создавать промышленность заново, но логично начинать с электротранспорта», — считает эксперт.

Он также отмечает, что в России ведутся разработки в области беспилотных автомобилей, причем несколькими компаниями одновременно. По мнению Беспалова, через 30 лет мы вполне можем рассчитывать на отечественные машины с автопилотом.