Эксперт Давиденко: цены на автозапчасти для европейских моделей вырастут на 40%

2025 год может принести россиянам массу сложностей с ремонтом и обслуживанием автомобилей. Вторичные санкции, усложнение логистики и проблемы с платежами не способствуют своевременному насыщению рынка автокомпонентами

Многие автолюбители столкнулись в начале 2025 года с проблемой отсутствия ряда оригинальных запчастей. Предложение по фирменным позициям к европейским, японским, американским и корейским моделям продолжает сокращаться. На смену им приходят преимущественно китайские аналоги.

Обходные пути, по которым прежде поставлялись комплектующие, частично закрываются, что усложняет логистику и отражается на цене товаров. О том, с какими сложностями столкнулись автосервисы и продавцы запчастей, рассказали Autonews.ru представители отрасли.

Что с поставками

По состоянию на начало 2025 года полностью проблему поставок автокомпонентов в Россию решить так и не удалось. Некоторые позиции остаются в дефиците или отсутствуют вовсе. Впрочем, с расходными материалами, применяемыми при плановых ТО, дела гораздо лучше.

«С момента разрешения на параллельный импорт в Россию запасных частей западных автопроизводителей прошло почти три года. Однако сроки поставок автокомпонентов по-прежнему нельзя назвать стабилизировавшимися», — прокомментировал ситуацию руководитель отдела развития дополнительных продуктов ГК «Альфа-Лизинг» Максим Давиденко.

Специалист отметил, что на поставки автокомпонентов негативно влияет ряд факторов:

  • периодически вводимые новые санкции;
  • волатильность курса рубля;
  • опасения вторичных санкций со стороны зарубежных компаний «транзитных» стран.

Все это, по словам Давиденко, усложняет, удлиняет и делает дороже путь автокомпонентов к российским автовладельцам.

Директор франчайзинговой сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова считает, что в обозримой перспективе есть риск ухудшения ситуации, хотя в настоящее время, по ее словам, в целом дефицита автокомпонентов нет: практически любые позиции на распространенные марки автовладельцы могут найти и купить. Новые вызовы специалист связывает с высокой ключевой ставкой, установленной ЦБ.

«В связи с ростом стоимости кредитных средств ожидаем, что некоторые компании — производители запчастей не смогут совершить свои заказы в привычном объеме. Продукции будет выпущено меньше, поэтому, вполне возможно, возникнет дефицит ближе к лету», — сказала Овчинникова.

Как обстоят дела с оригиналом

Вторичные санкции по отношению к странам и компаниям, задействованным в транзите автокомпонентов в Россию, еще в 2024 году неоднократно приводили к усложнению импорта дефицитных деталей: до трети суммарного объема контейнеров с автокомпонентами просто «зависали» на границе. Нередко это происходило и из-за невозможности проведения платежей за товар. Основным поставщиком оригинальных, дефицитных деталей на протяжении трех последних лет выступали ОАЭ и Турция, однако сейчас этот канал существенно сузился, что отмечают представители отрасли.

Директор по послепродажному обслуживанию «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов подтвердил Autonews, что в настоящий момент сроки поставок автокомпонентов через Эмираты выросли примерно вдвое — с месяца до двух. По его словам, пока удается доставлять детали срочно авиа, но стоимость их может увеличиваться кратно. Кроме того, поставить воздухом можно далеко не все позиции.

Читать также:
Эксперты о повышении ставки ЦБ: насколько подорожают машины и автокредиты

«Что касается поставок через ОАЭ, есть сложности с перечислением денег, из-за этого меняется схема оплаты и, как следствие, стоимость самой услуги «перечисление средств». Из-за этого растут и сроки поставок», — пояснила Татьяна Овчинникова.

Подтвердил увеличение сроков поставки автокомпонентов и Максим Давиденко из ГК «Альфа-Лизинг»: «Увеличение сроков поставки запчастей через ОАЭ и Турцию имеют место ввиду проблемы со стороны вторичных санкций. Они усложняют схемы поставок и их оплату, что в итоге отражается на увеличении сроков и конечной стоимости деталей».

Эксперт напомнил, что при покупке оригинальных деталей автолюбителям нужно быть особенно внимательными: риск покупки контрафакта за последние годы значительно вырос.

Что по ценам

Для снижения цен на автокомпоненты в России, по мнению опрошенных специалистов, пока нет никаких предпосылок. По итогам 2025 года детали для ремонта и ТО машин станут значительно дороже.

Уже сейчас, по словам Максима Давиденко, наблюдаются следствия снижения курса рубля, произошедшего в конце 2024 года. Специалист считает, что в 2025 году из-за сохраняющейся волатильности курса валют запчасти европейских производителей вырастут в цене на 40%. Обладателям китайской техники повезло чуть больше, хотя и компоненты к их транспорту к концу прошлого года уже прибавили в цене примерно 2%, а в текущем году могут стать дороже еще на 15–20%.

«Цены будут следовать за курсом, — уверена Татьяна Овчинникова. — Как у любого импортируемого товара, у запчастей есть прямая зависимость от курса рубля к основным валютам. За последние 2–3 месяца мы отмечаем рост в среднем на 10–15%. Повышение происходит в том числе из-за сохраняющихся сложностей с логистикой и проблем с перечислением денежных средств. Крупнейшим дистрибьюторам приходится менять логистические цепочки, а также корректировать схемы оплаты, которые перестали работать».

Некоторые автозапчасти, по словам специалистов, продолжают оставаться дефицитом. К таковым относятся лобовые стекла, кузовные детали и оптика. Роман Тимашов отметил особые сложности с электронными компонента — ключами, блоками, системами безопасности и мультимедиа. Многие из этих компонентов можно достать, но сложно адаптировать к работе на автомобиле: речь о программировании и привязке к бортовым системам.

«Дефицит остается по заказным позициям, особенно под VIN-номер автомобиля, тем более если это номер для российского рынка. Цены повышаются, особенно на кузовные позиции. Пример: средний чек по кузову на премиум вырос на 21%, по масс-сегменту на 32% (2023 vs 2024). В слесарном направлении — соответственно на 10 и 7%», — пояснил Тимашов.

А вот переживать за наличие в магазинах расходников россиянам пока не нужно, эти детали присутствуют в продаже в большом количестве. Правда, в основном это не оригинальные расходники, а аналоги приличного качества с ценой ниже, чем у оригинала.

Читайте также: