Нередко приходится слышать: «двигатель работает на холостом ходу» или «на холостых оборотах». Что это означает и почему важно обращать внимание на то, как работает ДВС, когда автомобиль стоит на месте?

  • Что это
  • Расход топлива
  • Обороты
  • Настройка
  • Что такое холостой ход

    Холостой ход (ХХ) — это режим, в котором работает двигатель внутреннего сгорания, когда автомобиль неподвижен, а педаль акселератора не нажата. ХХ необходим, чтобы подготовить ДВС к восприятию нагрузки при добавлении газа. В противном случае мотор будет глохнуть. На первых «самобеглых колясках» выраженного режима ХХ не было только из-за того, что их двигатели с примитивными карбюраторами могли устойчиво работать лишь в очень узком диапазоне оборотов. И все же отказаться от режима ХХ можно. Для этого потребуется раскручивать коленвал ДВС до необходимого количества оборотов с помощью электромотора, как это делается на ряде моделей автомобилей с системой Start/Stop или гибридной силовой установкой.

    Датчик холостого хода

    Технически режим ХХ реализован с помощью датчика или регулятора холостого хода. При запуске ДВС без нажатия педали газа это устройство, снабженное электромотором, открывает канал в обход закрытой дроссельной заслонки для подачи воздуха, количество которого регулируется клапанным механизмом. Датчик холостого хода отключается, когда водитель нажимает на педаль акселератора, и вновь включается при остановках или стоянке с включенным ДВС.

    Расход топлива на холостом ходу

    Расход топлива на холостом ходу зависит от типа и состояния двигателя, его рабочего объема и температуры воздуха за бортом. Бензиновые ДВС в режиме ХХ потребляют примерно от 0,6 до 2,6 л топлива в час. Дизельные — от 0,4 до 4+ л/ч. Ради экономии горючего отключать двигатели при движении под уклон нет никакой необходимости. Во-первых, с 1970-х годов на карбюраторных ДВС используются экономайзеры принудительного холостого хода. Эти устройства, представляющие собой электромагнитный клапан, закрывают отверстие жиклера ХХ карбюратора и тем самым прекращают подачу топлива в цилиндры в режиме торможения двигателем (педаль газа отпущена, но передача включена). На ДВС с электронной системой впрыска та же задача решается временным отключением форсунок. Более того, отключать ДВС в движении крайне небезопасно, поскольку одновременно отключатся вакуумный усилитель тормозов и гидроусилитель руля. Тем более противопоказано на ходу отключать двигатель на машинах с автоматической коробкой передач. Маслонасосы АКП приводятся от коленвала ДВС, и отсутствие принудительной смазки компонентов трансмиссии быстро приведет к ее выходу из строя.

    Расход топлива на холостом ходу зависит от типа и состояния двигателя, его рабочего объема и температуры воздуха за бортом

    Читать также:
    В России запустили продажи рамного внедорожника «Паладин». Фото и цены

    Сколько оборотов должно быть на холостом ходу

    Количество оптимальных оборотов двигателя (в действительности его коленвала) на ХХ зависит от конструкции ДВС и определяется компанией-производителем. В любом случае обороты ХХ подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить:

    • устойчивость работы ДВС;
    • нормальную работу генератора, масляного насоса двигателя и АКП (при наличии), помпы системы охлаждения, кондиционера;
    • экономичность.

    У прогретого ДВС обороты холостого хода постоянны и в зависимости от двигателя составляют примерно от 600 до 1000 об/мин. Обороты ХХ на моделях с АКП несколько выше, поскольку коробка-«автомат» забирает часть мощности двигателя для корректной работы ее механико-гидравлической системы управления. Временно режим ХХ повышается с помощью соответствующего датчика/регулятора для скорейшего вывода непрогретого ДВС, а также катализаторов в оптимальный температурный режим. По достижении необходимой температуры обороты ХХ снижаются до стандартных значений, указанных в инструкции по эксплуатации автомобиля.

    Отклонение от нормы нельзя игнорировать. Слишком низкие обороты ХХ вызывают:

    • ускоренное образование нагара на элементах газораспределительного механизма и цилиндро-поршневой группы ДВС;
    • снижение эффективности работы маслонасоса, помпы системы охлаждения, кондиционера.

    Завышенные обороты ХХ ведут к повышенному расходу топлива.

    Плавающие обороты ХХ указывают на целый ряд возможных неисправностей. Среди них:

    • загрязнение топливного фильтра;
    • износ или засорение инжекторов;
    • неисправность свечей зажигания;
    • износ топливного насоса;
    • загрязнение датчика ХХ;
    • загрязнение дроссельной заслонки;
    • выход из строя датчика температуры двигателя;
    • загрязнение клапана системы рециркуляции отработавших газов (EGR).

    Как настроить холостой ход

    Карбюраторные ДВС позволяют владельцу автомобиля самостоятельно произвести необходимую настройку

    У современных ДВС с электронной системой впрыска топлива режим холостого хода регулируется блоком управления двигателя и изменение числа оборотов ХХ возможно только программными способами.

    Карбюраторные ДВС позволяют владельцу автомобиля самостоятельно произвести необходимую настройку. Например, для двигателя ВАЗ-2105 с карбюратором «Озон» алгоритм действий следующий:

  • Прогреть двигатель.
  • Заглушить двигатель.
  • Проверить, утоплена ли до конца рукоятка «подсоса».
  • Снять корпус с воздушным фильтром.
  • Плоской отверткой полностью завернуть имеющиеся на карбюраторе винты регулировки количества и качества рабочей смеси.
  • Вывернуть винт качества на один-два оборота.
  • Вывернуть винт количества на два-три оборота.
  • Вращая в разные стороны винт качества, найти такое его положение, при котором обороты ХХ максимальны.
  • Вращая в разные стороны винт количества, добиться еще больших оборотов ХХ.
  • Вращая в разные стороны винт качества, проверить, являются ли эти обороты максимальными для установленного положения винта количества. Если нет, повторить операции п.п. 8 и 9.
  • При неизменном положении винта количества рабочей смеси завернуть винт качества настолько, чтобы обороты снизились до 850–900 в минуту.
  • Читайте также:

    Авторы Теги Михаил Овсянников